|
В жизни любого театра должно быть как минимум три значимых события, относиться к которым надо серьёзно, а готовиться заблаговременно. Это премьера нового спектакля, открытие и закрытие театрального сезона. Причём уважающий себя театр обычно старается совместить два из трёх, и начать новый сезон с премьеры. Это вполне оправданно с точки зрения привлечения внимания зрителей. Ведь на первые показы приходят не только заядлые театралы, но и люди, которые в своей обыденной жизни редко балуют себя приобщением к высокому искусству. Увы, Волгоградская оперная антреприза уже второй сезон подряд обходится без премьер. Но в прошлом году была хотя бы сымитирована бурная деятельность: на суд зрителей предстали "отреставрированная" (без особой на то необходимости) "Кармен" Бизе и "Служанка-госпожа" Перголези - спектакль-однодневка с участием на сцене всего трёх артистов и небольшой части оркестрантов, наряженных в костюмы артистов из спектакля "Травиата". В этом же году руководство театра, похоже, махнуло рукой на все приличия - сомнительная честь открыть собою сезон была предоставлена уже навязшему в зубах зрителей и буквально "затёртому до дыр" "Риголетто". Свой выбор новый директор театра объяснил "ошеломляющим успехом" последнего у "московского бомонда" во время сентябрьских гастролей антрепризы в столице. Внимать приветственной речи было практически некому, потому как четыре пятых аудитории не слишком полного зала ЦКЗ составляли студенты-первокурсники медакадемии, строительной академии и педуниверситета, пришедшие сюда, видимо, в добровольно-принудительном порядке - что называется, "для галочки". И зал напоминал скорее аудиторию во время скучной лекции. Но вот невнятный монолог директора подошёл к концу, свет в зале погас, занавес поднялся, открывая взглядам огромную клетку, до боли знакомую постоянным зрителям. Дирижёр поднял свою палочку, оркестр приготовился играть вступление... и повисла долгая пауза. Достаточно долгая, чтобы даже неискушённый новичок мог догадаться: артист опаздывает на выход. Хотя язык не поворачивается назвать "выходом" это появление на сцене Риголетто (Леонид Завирюхин), мчащегося со скоростью курьерского поезда и прямо на ходу натягивающего свои а-ля Фредди Крюгер перчатки. Компания студентов, сидящая прямо за мной, сверившись с программкой, тут же окрестила его герцогом Мантуанским. Ошибка тем более простительная, что настоящий Герцог (Валиков) в роли героя-любовника смотрится как минимум смешно и ненатурально. И даже новый, полностью "золотой" костюм (сшитый специально для столичных гастролей), нисколько не спасал положения. По злой иронии судьбы в этом артисте собраны недостатки его более успешных предшественников-москвичей (которых антреприза приглашала на эту партию, пока могла оплачивать их выступление): стабильно не берущего высокие ноты красавца Косарева (Геликон-опера) и смешного малорослого Бекмухамбетова (Большой театр), обладателя замечательнейшего голоса и высокой исполнительской техники. Да и у Паваротти внешность отнюдь не геройская. Но вряд ли его Герцог хоть раз после самого хитового отрывка оперы - знаменитого "Сердце красавицы склонно к измене..." покидал сцену без аплодисментов и криков "Браво!". Невыразительное исполнение партии и нечистое интонирование на протяжении всего спектакля, не исполненная каденция и полный провал "Песенки Герцога" - вот и всё, чем отличился этот солист. Впрочем, как обычно. Резонен вопрос: если Валиков так плохо поёт, то почему ему доверяют такую непростую и такую ответственную партию? Почему не вызывают хороших солистов? Наверное, потому что Герцог - отнюдь не "центр вселенной" в этом спектакле. Главное действующее лицо, на котором держится всё действие, это шут Риголетто. И, пожалуй, (но в гораздо меньшей степени) важен образ Джильды. А на эти роли у антрепризы есть беспроигрышные артисты: Леонид Завирюхин и Анна Девяткина, наши волгоградские "звёздочки". Большинство немногочисленных зрителей давно ходит в антрепризу не на "Риголетто", не на "Царскую невесту" и не на "Травиату". А на Завирюхина и Девяткину. Если эти два артиста на высоте, то зритель готов забыть и о "идущем вразнос" или фальшивящем (любимая мозоль нашего театра, на которую наступает почти каждый спектакль) оркестре, и о невразумительности действия на сцене, и об отвратительной работе остальных участников спектакля. Поэтому "вытаскивать на себе" весь спектакль предоставляют им. Замечательно, что у Волгограда есть исполнители такого высокого уровня, великолепно, что у этих исполнителей есть поклонники. Плохо другое - отсутствие равноценной им замены, отсутствие конкуренции. Во-первых, слишком многое отдаётся на волю случая - артист может заболеть или просто быть не в голосе. А во-вторых, такая ситуация (особенно при слишком частом повторе спектакля) расслабляюще действует на него и заметно снижает остроту восприятия - а значит, и воспроизведения образа. Свидетелями и первому, и второму, собственно, и пришлось стать пришедшим на "Риголетто" зрителям. Анна Девяткина хотя и звучала вполне прилично, однако немного хрипела на высоких нотах, и не заметить такой перемены в худшую сторону мог только тот, кто не слышал её раньше (особенно до того, как она стала заниматься на курсах у Вишневской). Леонид Завирюхин тоже вполне "звучал", но отработал весь спектакль так же, как и начал его: рассеянно и совершенно не в образе, механически - явно отрабатывая его "по накатанному". Артист, всегда певший "как в последний раз", выплескивающий на слушателей колоссальный эмоциональный и энергетический заряд, заставляющий всех их жить "здесь и сейчас", забывая обо всём - в этот раз его не было. Он исчез, уступил место сытому и равнодушному бюргеру. В итоге никакого цельного и органичного образа персонажа и трагедии "маленького человека" увидеть так и не удалось. И чересчур медленный темп, взятый дирижёром Аркадьевым, заметно мешавший и сбивавший дыхание этому артисту, на фоне этого кажется мелочью, не заслуживающей внимания. Технические тонкости - для профессионалов. Как профессиональный музыкант он имеет полное право на своё видение и интерпретацию музыкального материала в соответствии с ним. Как главный дирижёр, работающий с определённым составом музыкантов, он должен исходить из их реальных возможностей. Однако качество работы дирижёра, оправданность тех или иных его действий - предмет разбирательств внутри коллектива антрепризы. Зрителям (если говорить о самом широком их круге), пришедшим на спектакль, важен результат. Ведь они приходят не для того, чтобы рассуждать, сравнивать, оценивать. Они приходят, чтобы хотя бы на 2 часа забыть о своих повседневных проблемах, слушая прекрасную музыку, сопереживая героям, проживая с ними с ними за этот короткий срок их такую простую и неизменно трагичную жизнь, приходят с надеждой очутиться в ожившей сказке. Но чтобы это произошло, мало одного только профессионализма (хотя нашим оркестру, хору, да и некоторым солистам он нисколько не помешает), нужны искренность и самоотдача - от каждого из музыкантов и артистов. Если всего этого нет - нет и зрителей. Как нет их у Волгоградской оперной антрепризы. Если не считать нескольких меломанов и студентов- первокурсников, которые выйдя из театра после первого в своей жизни спектакля вряд ли захотят прийти сюда второй раз. Все комментарии (цензурные и по возможности грамотные) рассматриваются в порядке живой очереди, принимаются к сведению и даже публикуются на сайте. Так что если тебе есть что сказать по поводу вышепрочитанного - мыль сюда!!! ;) |
|||