|
Одна моя знакомая, весьма язвительная интеллектуальная дама, высказывающаяся весьма афористично, как-то заметила мельком, но с нежностью: «Винни Пух – Гамлет мультипликации». Имея в виду, конечно, всем известный мультфильм. Мысль, понятно, спорная, но как ни крути, милновский Винни и впрямь герой трагический, настоящий аристократ духа, размышляющий, невзирая на опилки в голове, о смысле бытия. Винни – герой, который не стоит в стороне, чтобы ни случилось, никогда никого не обижает и не обижается сам – такова сила его душевного благородства. А трагический потому, что образ смешного милого плюшевого медвежонка накрепко (словно мёдом) «приклеен» к образу моего (каждый читай – своего) детства. И если вдуматься, это трагедия: утрата невинности, беззаботности, свободы, счастья, вечная тоска по невозвратимому, любовь без ответа. Книга А.А. Милна – попытка взрослого человека (писавшего и читающего её) вернуться в собственное детство, в мир милых сердцу фантазий, вернуть себе способность оживлять всё вокруг, вдыхать свою душу в предметы, игрушки. Ведь ребёнок – Бог своих игрушек (как Кристофер Робин, например). Мои дети совсем недавно перестали возиться с игрушками, и я каждый раз, рассказывая об этом знакомым, чувствую, как на глаза наворачиваются слёзы. Примерно то же я испытываю, дочитывая последнюю главу милновского шедевра: боль утраты и грусть, и светлое счастье обретения чего-то нового. К сожалению, всё вышесказанное не имеет никакого отношения к спектаклю Волгоградского ТЮЗа под названием «Вини Пух и все, все, все», которым 9 октября открылся очередной сезон. То ли 35-й, как было сказано со сцены перед началом, то ли 72-й, если вспомнить прошлогоднее празднество в честь 70-летия Сталинградского ТЮЗа и принять во внимание 9 сезонов его довоенного и послевоенного существования. В общем, очередной сезон без какого бы то ни было художественного руководителя. А может быть и 17-й или около того, если обратить внимание на следующие факты: примерно 18 лет назад уже выпускался спектакль с таким же названием и тем же режиссёром (Ю. Котов). Даже на титуле программки красуется рисунок с афиши тех лет, единственное, что в связи с последней премьерой радует глаз (художник В. Коваль). И даже в роли Пятачка – та же актриса, что и много лет назад. В общем, премьерный мишка изрядно попахивает нафталином. Беда всех заведомо «детских» театров – попытка общаться со зрителями (заведомо юными), подразумевая, что они – глупее нас, взрослых. Друзья мои, всё совсем наоборот! Дети умнее, просто у них нет опыта выживания в нашем обществе, в этом отнюдь не лучшем из миров. Их искренность, прямота, душевная честность и непредвзятость принимается взрослыми, искушёнными в житейских перипетиях и уже не замечающими собственной лжи, за глупость по малолетству. Но у тех, кто считает своих детей глупее себя, нет будущего. Почувствовав, поняв, что их снисходительно обманывают, что называется, «держат за дураков», сюсюкая и заигрывая с ними со сцены, они не вернутся в такой театр добровольно. Так Волгоградский ТЮЗ постепенно снова станет театром одноразового использования, как ни старайся забить зал «школьными экскурсиями». Но это была бы не такая большая беда, если б дело было только в судьбе данного театра. Город большой: привлёк к просмотру каждую школу по разу – вот и несколько сезонов существования спектакля в репертуаре. Беда в другом. Увидев ЭТО, юные зрители будут думать (а их взрослые наставники в том же их убеждать), что ЭТО и есть театр! И едва ли захотят вновь оказаться созерцателями и соучастниками подобного, пользуясь молодёжным слэнгом, «отстоя». Их даже невозможно будет отнести к категории «напуганных» зрителей, а только к категории «безнадёжно напуганных». «Напуганных» зрителей в Волгограде огромное количество. Я сама из их числа. В основном это люди, следящие, по мере возможности, за театральными новостями двух столиц, выезжающие туда время от времени, чтобы что-нибудь посмотреть, знающие по фамилиям известных российских театральных режиссёров и художников. Все эти зрители побывали один-два раза в каждом из волгоградских театров и с тех пор зареклись ходить туда навеки. Время от времени они посещают антрепризные спектакли, но имеют о них не самое высокое мнение, поскольку антрепризы – это рак на нашем театральном безрыбье (я говорю не о количестве постановок, а о театре как виде искусства). Вытащить на спектакль волгоградского театра такого уважающего себя зрителя очень трудно, но можно. Юный зритель, первым спектаклем которого стал «Вини Пух» Волгоградского ТЮЗа, потерян для любого театра безнадёжно. В лучшем случае любопытный отрок (а много ли их?), видевший ЭТО, заглянет в книгу Милна, но после такого зрелища – едва ли. Дети не любят запах нафталина. Так формируются нетеатральные поколения нетеатрального города. Удивительная машина времени работает в Волгоградском ТЮЗе. Она автоматически сбрасывает со счетов 9 сезонов Сталинградского ТЮЗа, создаёт внутри театра атмосферу прошлого века, премьерным спектаклем перенося зрителя на 18 лет назад. В общем, делает всё, чтобы этому театру не быть современным и передовым. Похоже, с нынешним поколением юных зрителей Волгоградский ТЮЗ разминулся. Впрочем, так же, как и с прежними. Все комментарии (цензурные и по возможности грамотные) рассматриваются в порядке живой очереди, принимаются к сведению и даже публикуются на сайте. Так что если тебе есть что сказать по поводу вышепрочитанного - мыль сюда!!! ;) |
|||