Главная страница ЕЖИдневника

Волгоградская оперная антрепризаНовый экспериментальный театрТеатр юного зрителяМолодёжный театрТеатр музыкальной комедииЗаезжие гастролёрыКукольный театр


Волгоградские театры

Винни-Пух
Серов
Гришковец
Якупова
Верните Джексона!
Азбука в поисках снега
Новый ТЮЗ?
Новый директор
Бабочки
Евангелие
Другие...

ТЮЗ (Волгоградский театр юного зрителя)

Алексей Яшин

Волгограду не нужны талантливые люди со стороны

"Серов уволен из ТЮЗа". Продолжение темы.


Мы уже не раз рассказывали о конфликте в ТЮЗе, вследствие которого худрук театра А. Э. Серов был уволен. Как и можно было предположить, продолжение последовало: директор ТЮЗа А.А. Авходев созвал пресс-конференцию, на которой журналистам объяснили, как всё было на самом деле.

На самом же деле было так: существовал замечательный театр, который на протяжении нескольких десятилетий радовал зрителей изумительными спектаклями. И вот к большому для всех несчастью в 2002 году в ТЮЗ пришел варвар - Алексей Серов, который с шашкой наголо бросился всё вырубать, мечтая заработать только много-много денег. А мы, журналисты, ничего не понимая в данном виде искусства, всячески превозносили Серова. Примерно таковым было содержание пресс-конференции. Странно только всё это звучало. На прошлое ТЮЗа никто никогда не покушался, все разговоры шли о "зазаборной истории" волгоградского театра, когда о нём просто начали забывать. Если ТЮЗ в последние годы был хорошим театром, то почему отсюда ушли в НЭТ известные актёры Бондаренко и Трапезников? Если имелся хороший режиссёр Авходеев, зачем приглашался сначала Лева Аронов, а затем Алексей Серов? Если все спектакли так хороши, то почему актёр Захаров, работавший в ТЮЗе задолго до появления Серова, с содроганием вспоминает, как в "Аленьком цветочке" ему приходилось надевать страшную во всех смыслах массу, коим являлся костюм его героя Чудища? Вопросов, на самом деле, очень много. Услышать на них ответы на пресс-конференции не было возможности, так как она полностью была посвящена перемыванию костей А. Серова, который, оказывается, не только плохой руководитель, но к тому же никчемный режиссёр и просто нехороший человек. Обсуждать человека за глаза - это вообще непорядочно, поэтому просто умолчим об этом. Вниманию читателей предложим лишь прямую речь участников конфликта.

Когда диктатура - забудь об амбициях

Альберт Авходеев о деятельности Серова на посту худрука: Театр - это добровольная диктатура. Это когда люди приходят, работают и подчиняются. А все личные амбиции надо прятать как можно дальше. На протяжении шести месяцев Серов репетировал только один спектакль - "Директор, который мешает мне творить". Я так не считаю. Этот спектакль он со знанием дела воплощал в жизнь, и в какой-то степени ему это удалось. (О творчестве Серова) Взять те же "Два клёна". С профессиональной точки зрения он - за гранью добра и зла. Это жуткая архаика, это оперная эстетика, в которой нет действия, дети табунами бегают по залу. О творчестве Серова, на пресс-конференции в феврале сего года: У Алексея нормальные, приличные, профессиональные спектакли. О возможном преемнике Серова: Я сегодня никого не вижу в должности худрука. Но театр не умрёт. Сейчас самый хороший вариант, который бы я хотел сделать, это пригласить замечательных режиссёров с именами, чтобы они поставили ряд модных московских или даже питерских переносов спектаклей. Например, Гинкас, Яновская. Приехал, поставил и уехал. И у всех бы вопросы отпали: что хорошо, а что плохо.

Лариса Набойченко, актриса ТЮЗа: На собрании коллектива Серов сказал, что ему неважно, заслуженные мы артисты или нет, право выходить на сцену нужно заслужить. Я свое право заслужила двумя дипломами.

Галина Беспальцева, завлит студии "Alter ego": Здесь собрались люди, проработавшие в ТЮЗе не один десяток лет и считающие его своим домом. Увольнение Серова - закономерный финал его деятельности в театре. Решение комитета по культуре о назначении Авходеева директором - одно из самых мудрых. Это надо было сделать давно, может, не директором назвать эту должность, а по-другому.

"Я слишком много вложил в этот театр"

Не могли мы не поинтересоваться мнением на все происходящее у экс-худрука ТЮЗа Алексея Серова.

- Алексей Эдуардович, прокомментируйте свое увольнение.

Алексей Серов- Неожиданностью это не стало. Это давно спланированная областным комитетом по культуре акция. Новый директор Альберт Авходеев был поставлен только для одного - чтобы уволить меня. Он это заявлял совершенно откровенно. 3 февраля сего года с его назначением у нас в театре произошел военный переворот. Сам Авходеев - заложник ситуации и не очень хорошо отдает себе отчет в своих действиях, так как он является всего лишь разменной картой в игре областного комитета по культуре. К Альберту я даже испытываю какую-то нежность. Ему уже не отмыться. Был приказ Авходееву уволить Серова, он его исполнил, и тем самым замарался. А вскоре и его не будет, потому что он свою миссию выполнил и теперь комитету по культуре больше не нужен.

- Почему вы так считаете?

- Да комитету по культуре ТЮЗ не нужен. Создается впечатление, что затянувшийся ремонт нужен чиновникам как самоцель. В противном случае это просто неумение работать.

- В одном из своих интервью интервью председатель областного комитета по культуре Александр Иванович Величкин заявлял, что "Авходеев и Серов - люди творческие, надеюсь, они поладят". Не поладили?

- Конечно, такое заявление - это цинизм. После назначения Альберта я звонил своим знакомым московским театральным деятелям и сказал: "А у нас новый директор. Раньше он был режиссёром студии при ТЮЗе". После паузы мне ответили: "Это кто же такой умный мог придумать?" Вообще, волгоградские чиновники меня многому научили: что такое удар в спину или из-за угла. К примеру, 1 февраля сего года, за два дня до назначения Авходеева, ко мне в кабинет зашел высокопоставленный чиновник комитета по культуре и, втершись в доверие, взял якобы просто посмотреть черновик готовящегося письма артистов ТЮЗа губернатору. А 3 февраля к нам без предупреждения на собрание коллектива явились чиновники от культуры и спровоцировали его раскол, приведший к параличу театра. После этого началась настоящая войнушка. Последние два месяца ко мне постоянно заходили какие-то понятые, составляли всякие акты. Всех, кто так или иначе с вниманием относится к моему творчеству, пытались выжить из театра. Это очень странная ситуация. За два минувших года, что я являюсь худруком ТЮЗа, интерес к театру вырос. Наверное, это все-таки связано с моей деятельностью. Теперь меня уволили, получается, комитету по культуре не нужен театр, в который ходит зритель.

- Вас на пост худрука приглашал А. И. Величкин?

- Да. Наверное, он не думал, что я буду так активен. Я даже слышал такое высказывание: "До Серова было болото, но мирное". Многим стало неудобно жить с моим появлением в Волгограде. Я предлагал комитету по культуре урегулировать наши отношения юридически. Прописать творческую составную театра, так как в его уставе ничего не сказано о его основной деятельности, это устав какого-то ООО. Я предлагал все это подписать и тем самым снять все вопросы и конфликты. Но комитету по культуре этого не надо.

- Ваши действия после увольнения?

- Ну не мордобоем же заниматься. Меня уволили с нарушением законодательства, буду отстаивать свои права в суде. Эти господа лишили меня и мою семью куска хлеба, с августа мне перестали оплачивать квартиру. Я уже представляю себе, как мы с домочадцами сидим вместе с котом на тюках на улице.

Меня можно лишить должности, денег, квартиры, но ведь есть что-то, что всегда со мной. Я режиссёр и всегда им останусь независимо от тех или иных чиновников. Я слишком много вложил в этот театр, чтобы отдать его кому-нибудь другому.


Все комментарии (цензурные и по возможности грамотные) рассматриваются в порядке живой очереди, принимаются к сведению и даже публикуются на сайте. Так что если тебе есть что сказать по поводу вышепрочитанного - мыль сюда!!! ;)

пользовательское соглашение, политика конфиденциальности