Главная страница ЕЖИдневника

Волгоградская оперная антрепризаНовый экспериментальный театрТеатр юного зрителяМолодёжный театрТеатр музыкальной комедииЗаезжие гастролёрыКукольный театр


Волгоградские театры

Винни-Пух
Серов
Гришковец
Якупова
Верните Джексона!
Азбука в поисках снега
Новый ТЮЗ?
Новый директор
Бабочки
Евангелие
Другие...

ТЮЗ (Волгоградский театр юного зрителя)

Александр ИваноFF

Новая театральная реальность

"Записки русского путешественника". Алексей Серов представил публике Молодёжный театр

Фото А.ИваноFF'а

То, что рано или поздно Алексей Серов выйдет с проектом, альтернативным ТЮЗу, мало кто сомневался - это был лишь вопрос времени. А как иначе могло быть, если Театр юного зрителя, по версии комитета, по культуре - это театр только для детей. К тому же после назначения директором ТЮЗа Альберта Авходеева, бывшего худрука студии при ТЮЗе "Alter Ego", в театре началась настоящая война, в ходе которой последние несколько месяцев ТЮЗ театром только назывался. И вот на минувшей неделе Алексей Серов представил свой новый проект - Молодёжный театр.

Записки русского путешественникаДля дебюта был выбран необычный для Волгограда материал - пьеса Евгения Гришковца «Записки русского путешественника». Все, кто слышал о Гришковце и его творчестве, знают, что Евгений - сам себе театр: рассказывает что-то до боли знакомое всем, и никто не может оторваться от этих рассказов. Алексей Серов, выбирая для презентации Молодёжного театра текст Гришковца, сильно рисковал: магия человека-театра при переносе в другую театральную ситуацию могла исчезнуть. К чести Серова и актёров, исполнивших две роли в спектакле, Владимира Захарова и Владимира Баглайского они, на мой взгляд, справились со своей задачей. Если учесть, что публике была представлена лишь открытая репетиция спектакля, где не было ни декораций, ни музыкального оформления, ни даже сцены, а смотрелось часовое действо на одном дыхании, можно представить, что будет в конечном итоге.

Открытая репетиция спектакля «Записки путешественника» проходила в весьма необычном месте - в Волгоградском музее ИЗО, в одном из залов которого были полукругом поставлены несколько десятков сидений, где и расположилась немногочисленная публика.

Предваряя выход артистов, Алексей Серов почитателям своего творчества в шуточной форме объяснил, почему он взялся за Гришковца:

- Один из уважаемых людей в Волгограде как-то на мой вопрос, почему он не ходит в театр, ответил: «Да Гришковца не ставят». Вот теперь поставили. Для Волгограда начинается новая театральная реальность.

Что касается открытой репетиции сентиментальных диалогов (как определил жанр "Записок" режиссёр), то она делилась на три части. Так как пьеса Гришковца состоит из нескольких диалогов, почти после каждого из них была сделана пауза. Сами диалоги представляют из себя модели типичных разговоров двух друзей, которые встречаются нечасто и под пиво могут и понастальгировать, и повздорить. Можно сколько угодно говорить, что Евгений Гришковец пишет ахинею, но после десяти минут прослушивания его текстов начинаешь вместе с ним или, как в случае со спектаклем Серова, с актёрами Молодёжного театра вспоминать что-то из своей прошлой жизни, которая имеет много общих мест у русских людей, или задумываться над обычными вещами. Нет ничего особенного у Гришковца, если строго оценивать его пьесы, много там и стилистических погрешностей, но именно это и дает его спектаклям или по его творчеству ту жизненность, от которой грустишь и смеёшься вместе с автором, понимая, что вот это точно про тебя. Про всех нас. Поэтому когда "Записки русского путешественника" Алексея Серова будут закончены, его стоит посмотреть всем любителям живого театра.

После спектакля мне удалось задать Алексею Серову несколько вопросов.

- Алексей Эдуардович, Молодёжный театр - это альтернатива ТЮЗу?

- Я бы не противопоставлял Молодёжный театр ТЮЗу. Чем больше театральных ручейков в Волгограде, тем лучше для города. Просто если бы я сообщил комитету по культуре, что хочу поставить Гришковца в ТЮЗе, то, во-первых, у меня бы спросили, кто это такой, а во-вторых, ещё бы и запретили. Хотя есть конвенция ЮНЕСКО «О правах творческих работников», которую Россия, кстати, подписала, где сказано, что творческий человек имеет право, и государство должно об этом заботиться, на реализацию себя в тех видах, которые он сам для себя считает приемлемыми.

- Что значит новая театральная реальность?

- Чтобы выходить на сцену, надо не стесняться того, что ты делаешь. Нужно не обозначать чувства, а иметь их. Я невероятный консерватор и приверженец системы Станиславского - жить и верить на сцене, а не размахивать руками. В Волгограде почему-то подзабыли эти простые истины. Нельзя нравиться любой ценой. Нужно не развлекать, не украшать, а мужественно и спокойно заниматься искусством.

- Почему для дебюта выбрали именно Гришковца?

- Вам было интересно?

- Весьма.

- И мне. Я выбираю только те тексты, которые мне нравятся.

- Не было опасения браться за тексты Евгения, ведь театр Гришковца - это он сам?

- Не было. Мы получили удовольствие от этой работы, поэтому какие тут могут быть опасения.

Алексей Серов- Почему один диалог оставили без внимания?

- Мы ещё не знаем, как с ним поступить. Может, его вообще не будет. Это как раз спектакль, который будет модифицироваться в течение большого времени. Я не знаю, каким он будет. Возможно, появятся какие-то декорации. Сейчас мне интересно попробовать, посмотреть на реакцию зрителей, посмотреть на актёров, как они от раза к разу меняются.

- А с Гришковцом не знакомы?

- Нет. Хотя он даже не просил денег за разрешение поставить его пьесу. Я думаю, мы привезём Евгения осенью в Волгоград. Сейчас это невозможно, так как он ждёт прибавления в семействе. Надеюсь, Гришковец сыграет что-нибудь.

- Какие проекты можно еще ожидать от Молодёжного театра?

- Начаты репетиции замечательной пьесы Володи Жеребцова «Подсобное хозяйство». Я хотел её поставить в ТЮЗе, но теперь это вряд ли получится. Как написала одна журналистка после назначения Авходеева на должность директора ТЮЗа «Теперь им Гоголь по плечу». В Молодёжном театре собираемся поставить «Мизантропа» Лябиша - виртуоза водевилей. Мы по-особенному его делаем, не как обычный спектакль: какие-то сцены могут проигрываться несколько раз в разных вариантах.

Постскриптумом:

Когда писалась эта статья, стало известно, что Алексей Серов уволен с должности художественного руководителя ТЮЗа. Ситуация очень странная. С приходом Серова в Театр юного зрителя интерес к этому заведению культуры стал расти в геометрической прогрессии. Скажите, какой ещё волгоградский театр сможет собрать полный зал на закрытии сезона в конце июня? Отвечу: никакой. Это полностью заслуга Серова. Тем не менее его увольняют. Нет никакого сомнения, что это спланированная комитетом по культуре акция: назначение в феврале этого года директором ТЮЗа Альберта Авходеева иначе как провокацией не назовешь. И пусть председатель областного комитета по культуре Александр Величкин заявлял, что два творческих человека должны ужиться под одной крышей, всем было понятно, что назначение на должность начальника режиссёра другого режиссёра изначально предполагает конфронтацию. Так и произошло. Сам Алексей Серов от комментариев пока отказался, пообещав дать нашему журналисту большое интервью после своего возвращения в Волгоград в середине августа. Представитель Серова Сергей Высоцких заявил, что увольнение его подопечного незаконно и будет обжаловано в суде:

- У меня на руках десять исков к Авходееву. В связи с увольнением Серова только что составил одиннадцатый иск. Приказ Авходева не имеет юридической силы: Серов уволен по той же причине, по какой ему были вынесены несколько выговоров. В соответствии с ч. 5, ст. 193 Трудового кодекса (Порядок применения дисциплинарных взысканий) за один и тот же дисциплинарный поступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание, то есть наказывать дважды за одно и то же деяние нельзя, поэтому повторное дисциплинарное взыскание в виде увольнения к Серову применить нельзя.

Альберт Авходеев в своих комментариях причин увольнения худрука тоже был категоричен:

- Серов уволен по статье 81 пункт 5 ТК РФ за неисполнение трудовых обязанностей. В последнее время он просто не являлся на работу.

Давать комментарии по поводу преемника Серова и возможного совмещения Авходеевым постов директора и худрука он отказался.Теперь конфликт между Серовым и Авходеевым вынесен на публику и только суд решит, кто из них прав.


Все комментарии (цензурные и по возможности грамотные) рассматриваются в порядке живой очереди, принимаются к сведению и даже публикуются на сайте. Так что если тебе есть что сказать по поводу вышепрочитанного - мыль сюда!!! ;)

пользовательское соглашение, политика конфиденциальности