Главная страница ЕЖИдневника

Волгоградская оперная антрепризаНовый экспериментальный театрТеатр юного зрителяМолодёжный театрТеатр музыкальной комедииЗаезжие гастролёрыКукольный театр


Волгоградские театры

Винни-Пух
Серов
Гришковец
Якупова
Верните Джексона!
Азбука в поисках снега
Новый ТЮЗ?
Новый директор
Бабочки
Евангелие
Другие...

ТЮЗ (Волгоградский театр юного зрителя)

Елена Рубинова

Эти свободные бабочки

«Эти свободные бабочки».

Фото Елены Рубиновой

Комедия о любви в двух действиях – так обозначен жанр спектакля. Но комедия эта не столько о любви в её привычном понимании, сколько о человеческой жизни и сложных взаимоотношениях людей, чьими поступками повелевает Любовь в самых разных своих проявлениях.

ТЮЗ растёт, растёт в профессиональном плане и изрядно взрослеет, а его спектакли затрагивают порой совершенно недетские темы. Спектакль “Эти свободные бабочки” адресован уже не такой юной аудитории, на которую рассчитаны “Золотой ключик” или “Аленький цветочек”, а любому молодому, современному подростку. Да и более старшему поколению будет также небезынтересно побывать на спектакле, хотя бы потому, чтобы лучше понять своего ребёнка и по-современному взглянуть на вечно актуальную проблему отцов и детей…

Он – обыкновенный американский тинейджер Дональд, который решил пожить один, чтобы доказать матери свою независимость. Она – его девятнадцатилетняя соседка Джил, успевшая по этой же причине выскочить замуж, а через шесть дней сбежать от мужа. Она с лёгкостью напрашивается к нему на чашку кофе. Он с такой же лёгкостью соглашается. Но он… слепой. От рождения. Слепой, но настолько приспособленный к окружающей действительности и такой жизнерадостный, что терпеть не может, когда его начинают жалеть. Его всегда выручает чувство юмора. “Мы – народ малочисленный, как эскимосы”, - смеясь, говорит Дон. И в этих его шутках над самим собой проявляется неимоверная сила духа и желание противостоять жизни, ни за что наградившей его тяжёлым недугом. А как иногда этого не хватает многим из нас, когда на пути встречаются какие-нибудь трудности.

Дон – философ. “Самый слепой – это тот, кто не хочет видеть…” Действительно, порой бывает проще притвориться слепым, не желающим видеть неприятности и несправедливость повседневной жизни, спрятать голову в панцирь, уйти глубже в себя. Да, так намного спокойней.

Джил думала точно так же. Она взбалмошна, болтлива, неряшлива и легкомысленна. Она мечтала стать актрисой любым способом. Её идеалы - роскошь, успех, амбиции. Она жила по принципу свободной бабочки, удовлетворяя только свои желания, ни на секунду не задумываясь о других. “А я по-настоящему никогда никого не любила. Привяжешься, а потом всё равно кто-нибудь будет страдать”, - так рассуждает Джил. Единственное, что её по-настоящему волнует, - это еда. Её безудержный аппетит вызывает здоровый смех у зрителя.

Мать Дональда, писательница миссис Бейкер, по словам сына, “стальная и несгибаемая”, после смерти отца и вовсе “возомнила, что она и брат, и сестра, и мать, и отец, и врач, и полиция…”. От неё он уехал, чтобы стать самостоятельным. Она же всю жизнь чувствует вину за случившееся с сыном и всячески старается помочь, оградить его от суровой реальности жизни. Её можно понять. Как любая мать, она желает счастья своему ребёнку. Е ё главная ошибка в том, что она представляет его себе малышом Донни из собственных книжек, этаким слепым суперменом, победившим мрак. Она слепо верит в то, что её сын – малыш. Но он вырос и очень страдает от того, что его, как хомячка, “ласкают, кормят, а из коробки не выпускают”.

Однако опасения матери не лишены оснований. Когда он ждёт Джил к ужину, а она вдруг объявляет о том, что переезжает жить к продюсеру, который предложил ей роль в одном дешёвом спектакле, Дон понимает, что мать никогда не хотела причинить ему страданий. Приходится выбирать: продолжать противостояние жизни или вернуться в уютное домашнее лоно?.. Он остаётся один, один во всём мире, среди понятной только ему вселенской черноты и пустоты. Теперь Дон понимает, насколько душевно убогими могут быть люди. “Уж лучше быть таким, как я… Я тебе не завидую”, - говорит он Джил. И она уходит. Но не для того, чтобы, бросив всё, лететь, как бабочка, на свет нового огня, а для того, чтобы вернуться, потому что наконец-то по-настоящему любит, потому что уже не может без него, без его чистого добра и искренней любви.

Конечно, пересказывать сюжет - бессмысленно, передать эмоции - невозможно. Но спектакль действительно замечательный, красивый, современный, интересный и музыкальный, совершенно не “провинциального” уровня, как обычно называют все местные постановки искушённая столичными антрепризами публика. Это спектакль, на который действительно стоит прийти, по возможности, всей семьёй. Много ли таких “семейных” спектаклей в репертуаре волгоградских театров?

Создатели спектакля обращаются не к возрастным, а к вечным проблемам: в чём заключается свобода; нужно ли своей опекой окружать ребёнка; что является в жизни главным; как под натиском жизненных неудач не растерять искренности и доброты. Героям пьесы найти ответы на все эти вопросы помогает Любовь. А зрителям – ТЮЗ.

Так что, представив историю любви двух хиппующих неформалов вне временных и возрастных ограничений, ТЮЗ развенчал все привычные представления о детском театре. Пьеса о физической слепоте и духовном прозрении приобрела в трактовке волгоградского ТЮЗа серьёзную грустно-трагическую ноту.

Актёры, занятые в спектакли на главные роли, практически ровесники зрителей. Они также молоды, красивы, талантливы, а их имена уже хорошо известны зрителю, хоть раз побывавшему в ТЮЗе за последнее время. Роль Дональда блестяще исполнил Михаил Ларин, пользующийся особой популярностью среди милых зрительниц, роль Джил - такая разная и очаровательная Наталья Ягупова, миссис Бейкер, мать Дональда, “правильную” респектабельную даму, сыграла Наталья Стрельцова, а “самоуверенного хама”, продюсера и режиссёра - Роман Шубин.

Однако, несмотря на громкий успех последних премьер, Театр юного зрителя переживает настоящий кризис. Некоторые жители нашего города с трудом представляют себе, где находится и как выглядит некогда очень популярный волгоградский театр. Как утверждает художественный руководитель ТЮЗа Алексей Серов, забор – пропасть между театром и зрителем. И с ним нельзя не согласиться: театр по определению не может существовать за забором. Складывается ощущение, что он скорее разрушается, чем ремонтируется. Многолетний ремонт уже успел утомить не то, что труппу, но и простых жителей. Как долго продлится “осадное” положение театра, не знают ни его обитатели, ни местные чиновники. К счастью, ТЮЗ всё же умудряется не только существовать, но и творить. Благо главный режиссёр-постановщик спектаклей Алексей Серов не теряет присутствия духа. Он полон творческих сил и задумок, а поставленные им спектакли с каждым днём привлекают всё нового и нового зрителя.

Сегодня ТЮЗ – практически единственный театр, в котором, играют, а не поют, и на одном дыхании вживаются в роль, предоставляя зрителю возможность увидеть героев такими, какими их изобразил сам автор, а не такими, какими они стали в ходе немыслимых экспериментов над текстом и оформлением. ТЮЗовцы же делают так, что каждый пришедший в театр невольно узнаёт в героях частичку самого себя и хоть немного, но задумается над происходящим. Это ли не главная цель театрального искусства?


Все комментарии (цензурные и по возможности грамотные) рассматриваются в порядке живой очереди, принимаются к сведению и даже публикуются на сайте. Так что если тебе есть что сказать по поводу вышепрочитанного - мыль сюда!!! ;)

пользовательское соглашение, политика конфиденциальности