|
…Название постановки задевало – ни много ни мало – Евангелие, да ещё от ТЮЗа. Но когда я очутилась на «малой сцене» - то есть прямо на сцене ТЮЗа, посреди которой возвышались амфитеатром ряды для зрителей – мои сомнения растаяли. Нет, не сама по себе сценическая коробка без кулис с её кирпичными стенами и голой машинерией, не расположение публики прямо на поворотном круге или впечатляющий вид зрительного зала в качестве… пространства для игры, даже не великолепные постановочные эффекты этого спектакля удивили больше всего. Для современного театра всё это, в общем, не такая уж и новость. Хотя, конечно, не каждый раз нас, зрителей, катают на поворотном круге, строят помост для актёров поверх зрительских кресел, не часто персонажи появляются из карманов сцены или говорят с колосников… Самым большим откровением стал для меня редкий на сегодня для наших мест профессионализм постановщиков. Режиссёр Алексей Серов и художник-постановщик Наталья Гапонова просто творили чудеса. И теперь стало понятно название спектакля: «Евангелие от ТЮЗа» - это пересказ рождественского сюжета языком театра. Вот у левой стороны портала примостились пастухи в живописных лохмотьях (художник по костюмам Анна Белякова). Они поглощены едой и питьём, - очевидно, самым значительным в их жизни делом. Но вдруг послышалось неземное пение ангелов. Архангел (Елена Ефимовская) возвестил о Рождении Младенца Христа. И нищета обстановки заиграла лучше любой декорации к этой сцене. Теперь пастухи всем своим простым существом удивлённо внимают ангельскому хору (детский хор оперной антрепризы под управлением Любови Кирилловой). Они обращаются к Спасителю со своими первыми молитвами и радостно свидетельствуют о Его Рождестве, вместе с ангелами окружая зрителей ликующим хороводом. Каждая новая сцена рождественской драмы – это и новый постановочный эффект, возникающий словно бы из рукава художника-фокусника. Все эффекты – театральные, каких не встретишь в кино, на ТВ или же в виртуальной графике. От них, как на карусели, захватывает дух, в них и вкус, и волшебство, и неожиданность, и изобретательность, в их движение органично входят и шум конструкций, и духовная музыка в оформлении Евгения Иванова, и изнанка сцены, и многометровый, сияющий золотом плащ царя Ирода. Постановщики очень корректны, воплощая на сцене рождественскую историю так, чтобы зрелищная сторона не перекрывала собой игру актёров, чтобы тюзовцам (а в постановке заняты только молодые артисты, и они успешно справляются со своими ролями, играя по несколько персонажей) открывались новые горизонты для профессионального роста. Фигуре Ирода (Владимир Захаров) – особое внимание. Режиссёр наделил этого бесчеловечного тирана драматическими, а перед лицом Смерти (Михаил Ларин) даже трагическими чертами. Убийца 40 тысяч невинных младенцев, Ирод пошёл против Бога и расплачивается за это, отправляясь в ад. Затем следует и духовная развязка: сама земля колышется в муках, принимая грешника в своё чрево, а с висящего холста смотрит с иконы лик Богоматери, скорбящей о грехах, милосердным взором напоминающей о том, что для каждого из нас ещё не закрыт путь к Богу, о том, чьи мы… В финале представления на помощь рождественской драме Дмитрия Ростовского в переложении Василия Супруна вновь приходит театральность ТЮЗа. Старославянские слова усваиваются незаметно и легко. И такое же лёгкое и праздничное ощущение оставляет «Евангелие от ТЮЗа» - камерный спектакль на пятьдесят зрителей… Все комментарии (цензурные и по возможности грамотные) рассматриваются в порядке живой очереди, принимаются к сведению и даже публикуются на сайте. Так что если тебе есть что сказать по поводу вышепрочитанного - мыль сюда!!! ;) |
||