Главная страница ЕЖИдневника

Волгоградская оперная антрепризаНовый экспериментальный театрТеатр юного зрителяМолодёжный театрТеатр музыкальной комедииЗаезжие гастролёрыКукольный театр


Волгоградские театры

Free Love
Боинг-Боинг
Камышинские
Лановой
Приют комедианта
Барковский
Императрица
Мастер&Маргарита
Кармен
Рождество 1942
Ladies' Day
Другие...

Гастроли в волгограде

Александр ИваноFF

Волгоград - не театральный город?

"Приют комедианта"
Опубликовано: "Вечерний Волгоград".

Фото А.ИваноFF'а

Приют комедианта, спектакль 'Дорогая, я не слышу, что ты говоришь...'Ни для кого не секрет, что сегодня антреприза - хороший способ заработать для артиста. В смутные 90-е это была чуть ли не единственная возможность выжить. Однако ситуация в стране более или менее нормализовалась, и теперь уже с недоумением смотришь, когда известные актёры, приезжая в провинцию, что называется, отбывают номер, пользуясь своей популярностью в народе. Ситуация очень странная и неприятная. Можно ли что-то в ней изменить? Наверное, да. Что и подтвердил гостивший в Волгограде всего один день питерский театр "Приют комедианта".

"Приют комедианта" в своём роде театр уникальный, так как не имеет своей труппы. Как же он существует? Его директор приглашает режиссёров, и они ставят спектакли, приглашая, в свою очередь, актёров. Именно так и произошло несколько лет назад, когда Алексей Серов, ныне художественный руководитель Волгоградского ТЮЗа, поставил в "Приюте комедианта" спектакль с длиннющим названием "Дорогая, я не слышу, что ты говоришь, когда в ванной течет вода, или Поговорим как художник с художником". Такое название обусловлено тем, что постановка состоит из двух пьес - "Дорогая, я не слыщу..." американца Роберта Андерсона и "Поговорим как художник с художником" Леонида Зорина. Теперь этот спектакль, уже несколько лет с успехом идущий на сцене "Приюта комедианта" на Садовой, смогли увидеть и волгоградцы.

Приют комедианта, спектакль 'Дорогая, я не слышу, что ты говоришь...'Питерские актёры Сергей Барковский, Ефим Каменецкий и Юрий Лазарев продемонстрировали высочайшее мастерство, доказав, что оно не уменьшается по мере удаления от столицы. Когда смотришь на их игру, даже не думаешь, что это такие-то актёры, изображающие таких-то персонажей. Просто смотришь историю жизни, где перед тобой решают или создают проблемы живые люди. Признаюсь честно, давно мне не приходилось наслаждаться актёрской игрой в чистом виде. В "Дорогая, я не слышу..." нет декораций, акустика в Доме офицеров, где проходил спектакль, не ахти какая, а вот вышли актёры и только своей игрой безо всяких уловок и спецэффектов сумели заворожить зрителей на два часа.

Спектакль "Приюта комедиантов" интересен и по построению. Первый акт поставлен по пьесе Андерсона и являет собой изнанку американского театра. Драматург написал пьесу, в первой сцене которой актёр должен для естественности выйти к публике голым. Претендующий на эту роль артист, ещё не знающий пикантных подробностей, готов изобразить всё: от собаки до раздувающегося от чувства собственной важности бизнесмена. Это с блеском удаётся сделать Сергею Барковскому - изумительному по диапазону актёру, которого широкая публика, увы, пока знает лишь по эпизодическим ролям маленького человека в сериалах "Менты" или "Агент национальной безопасности". Сергей пародирует актёра, готового изображать всёна свете, при этом изображая всё на свете. Такое надо видеть.

Второй акт спектакля гораздо драматичнее первого. Эта часть спектакля поставлена по пьесе Леонида Зорина, являющейся зеркальным отображением произведения Роберта Андерсона. Российский автор специально написал свою пьесу после прочтения творения американца, только перенес действие в наши реалии. Те же актёры играют те же роли, только теперь акценты сильно изменились. Драматург в исполнении Ефима Каменецкого превратился из модного заграничного автора в затюканного советского пьесописца. Режиссёр Юрия Лазарева приобретает масштабность. Самая сильная трансформация происходит с актёром, которого играет Сергей Барковский. Теперь это не суетливый человечек, желающий заполучить во что бы то ни стало роль, а с чувством собственного достоинства актёр советского театра, который пять лет не задействован на роли, но тем не менее не имеет ни минуты свободного времени, дабы сыграть наконец главную роль на родной сцене.

Приют комедианта, спектакль 'Дорогая, я не слышу, что ты говоришь...'После спектакля мне удалось побеседовать с режиссёром и актерами. Несмотря на успех у волгоградцев разговор начался на минорной ноте.

- По-вашему мнению, какова роль театра в современной жизни?

Ефим Каменецкий: Иногда я задаюсь вопросом: "А нужен ли театр людям?" Сейчас театр во всём мире в опасном положении, также как и кинематограф, правда, у последнего есть запасы технологического прогресса. С театром сложнее. На днях я вспомнил покойного Евгения Александровича Евстигнеева, который говорил актёрам в самый разгар театрального бума в начале 70-х, когда во все московские и питерские театры были ночные очереди за билетами: "Вы не очень-то зазнавайтесь. Посмотрите статистику: только 7% населения интересуется театром, а всем остальным театр до фени". И это в те времена было такое количество театралов, а про нынешнее время и говорить нечего. Настоящий театр существует для небольшого слоя населения.

- Скажите, а в театре правда бывают такие ситуации, когда актёр отказывается от роли?

Ефим Каменецкий: То, что актёру некогда работать в театре, потому что он много подрабатывает на стороне, - это суровая правда жизни, а не пародия.

Приют комедианта, спектакль 'Дорогая, я не слышу, что ты говоришь...'Сергей Барковский: Это пародия на самого себя. Все проявления двух разных, противоположных героев, которые представлены в спектакле, мне знакомы. Это родное, что было или происходит постоянно. Тут и особой фантазии не нужно было, надо только взглянуть на себя с иронией и сыграть. Такая ситуация - не только театральная, наверное, в любой профессии может случиться нечто подобное. И реакция зрителя это только подтверждает, потому что это всё узнаваемо.

- Как вы думаете, почему людям так интересно смотреть спектакль о театре?

Ефим Каменецкий: Я задумывался над этим. Раньше думал: ну кому интересно смотреть в театре о театре. Ну придет моя соседка, а ей буду рассказывать про отношения артиста и режиссёра. Разве ей это интересно? Но иной раз зрительский прием просто поражает -театральных людей в зале почти нет, а они каким-то образом проецируют происходящее на сцене на себя.

Алексей Серов: Я много поработал по России, и теперь здесь я слышу: "Волгоград - не театральный город". Я помню зрительские реакции в Питере, здесь те же реакции в тех же местах. Значит, зритель - везде одинаков и живо реагирует на происходящее.

Сергей Барковский: Бывает так, что первый акт проходит живее, а второй - более сдержанно, потому что он более драматичен. А бывает наоборот, все зависит от настроения публики. Все время соревнуются первый акт со вторым. Режиссёр так "заварил" этот спектакль, что он живет своей жизнью, развивается, начинает приобретать какие-то нюансы, зреет.

Ефим Каменецкий: Не обретая какие-то признаки пошлости, такого внутреннего разгильдяйства.

Сергей Барковский: У меня как у артиста есть задача: в самый юморной момент спектакля, когда мой герой раздевается на сцене и собирается снять последнюю деталь одежды, сделать так, чтобы никто не засмеялся. Если засмеются, значит, это грань капустника, где вкус оставляет желать лучшего.

Приют комедианта, спектакль 'Дорогая, я не слышу, что ты говоришь...'Прямо во время беседы с актёрами Алексей Серов пригласил их в один из своих спектаклей, который будет ставить в скором времени. Было бы интересно увидеть на одной сцене волгоградских и питерских актёров: нашим есть чему поучиться, а сделать это, работая бок о бок с корифеями, можно как нельзя лучше. С нетерпением будем ждать осуществления этого проекта.


Все комментарии (цензурные и по возможности грамотные) рассматриваются в порядке живой очереди, принимаются к сведению и даже публикуются на сайте. Так что если тебе есть что сказать по поводу вышепрочитанного - мыль сюда!!! ;)

пользовательское соглашение, политика конфиденциальности