|
Выгодное это дело - антреприза. Собрал абы каких актёров, пригласил в качестве свадебного генерала одну-две российских знаменитости, напечатал крупно фотографии этих звёзд на афишах, расклеил в людных местах города, где планируется спектакль, - и всё, собирай деньги с доверчивых провинциалов да не забудь актёров привести, а то дензнаки возвращать придётся. Именно по такому принципу работает большинство антрепризных трупп. На моей памяти за последний год-два нормальных постановок из обеих столиц в нашем городе было от силы две-три. Остальные - халтура разного уровня качества. Не стал исключением и приезд так называемого Русского независимого театра со спектаклем «Мастер и Маргарита». От чего независим этот театр? Наверное, от актёрского мастерства, может, от моральных принципов, по которым настоящим актёрам просто было бы стыдно выходить на сцену и «играть» то, что они «играли». Некоторое время назад Волгоград был увешан афишами, на которых, помимо звучного названия «Мастер и Маргарита», можно было увидеть фото Виктора Авилова и Веры Сотниковой, а также прочитать обещание балета и лазерного шоу. Реклама интриговала. Если уж не Гафт, сыгравший Воланда в так и не вышедшем на экран фильме Юрия Кары, то точно Авилов: необычная внешность актёра, культивируемая им мрачность образа вкупе с актёрским талантом должны были в результате дать интересную трактовку демонического персонажа бессмертного творения Михаила Афанасьевича Булгакова. При помощи Интернета узнаю, что спектакль «Мастер и Маргарита» с Авиловым в роли Воланда уже десять лет идёт в московском театре «На Юго-Западе», «лучшем театре московских окраин», как о нём отзываются критики. Резонно полагаю, что в Волгоград приедет с гастролями именно этот театр, а «десятилетняя выдержка» на столичных подмостках говорит о своеобразном знаке качества. Надпись на афишах и билетах «Русский независимый театр» воспринималась лишь как досадное недоразумение. А зря. Что увидели волгоградцы? Сразу же поразила бедность декораций, представляющих собой несколько свисающих с потолка плакатов с афишами времён написания «Мастера и Маргариты», пара тумб такого же содержания, скамейка да деревянное кресло с высокой спинкой. Я понимаю, что так удобнее всё перевозить, но не убираемые даже на время бала у Воланда театральные афиши - это просто нонсенс. Хорошо, есть немало примеров, когда декорации вообще были не нужны, а зритель смотрел спектакль на одном дыхании. Так было во время гастролей питерского ТЮЗа со спектаклем «Рождество 1942 года», когда на сцене использовались лишь шесть венских стульев, шесть музыкальных инструментов и один пюпитр, но постановка производила неизгладимое впечатление. «Мастер и Маргарита» в исполнении Русского независимого театра не производил впечатления совсем. Через десять минут после начала спектакля меня неодолимо потянуло в сон, через полчаса я почти заснул. Чтобы избавиться от наваждения, стал оглядываться. Зрители в большинстве тоже либо зевали, либо с изумлением смотрели на сцену. Что изумляло? А как вам суетливый и ехидно хохочущий Воланд? Не представляете? У Виктора Авилова он почему-то получился именно таким. По поводу остальных актёров вообще без слёз писать нельзя. Мужской состав за малочисленностью труппы играл сразу по несколько ролей, причём костюмов и интонаций не менял и о смене «ориентации» можно было догадаться лишь по булгаковскому тексту, который слава богу, в целом остался неприкосновенным. Вера Сотникова «играла» образ красивой женщины, которой для этого не нужно играть. Выделялась разве что Гелла (её фамилию, как и остальных актёров, волгоградцам знать не полагалось - программок не было и в помине), поразившая отличным пением. Что касается «балета» и «лазерного шоу», то это, наверное, была неудачная шутка составителей афиши. Две девушки плотной комплекции щедро трясли телесами и показывали зрителям свои филейные части, отчего сразу возникало стойкое ощущение, что ты попал в дешёвое варьете, где в перерывах между танцами полуголых девиц тебя развлекают «игрой актёров». Пара прожекторов, подвешенных над сценой, видно, символизировала «лазерное шоу». Подводя итог, хочется сказать, что более скучного спектакля мне ещё не приходилось видеть, а отношение к «Мастеру и Маргарите» он имеет не больше, чем салат оливье к французской кухне. Комментарии читателей: Lobanoff (подписчик нашей рассылки):Большое спасибо за точную статью о спектакле. Мне, чёрт возьми, было до слёз жалко больших для меня денег, которые я выложил за билет. При моём благоговении перед Булгаковым я не ожидал, что мою трепетную любовь к творениям этого великого писателя можно пошатнуть. Булгаков ли это? Надеюсь, что мне подобных зрителей, которые специально ради одного спектакля тащились в Саратов, чтобы посмотреть постановку театра им. Карла Маркса, немного, ибо их разочарование было бы много горше. Все комментарии (цензурные и по возможности грамотные) рассматриваются в порядке живой очереди, принимаются к сведению и даже публикуются на сайте. Так что если тебе есть что сказать по поводу вышепрочитанного - мыль сюда!!! ;) |
||||