Главная страница ЕЖИдневника

Волгоградская оперная антрепризаНовый экспериментальный театрТеатр юного зрителяМолодёжный театрТеатр музыкальной комедииЗаезжие гастролёрыКукольный театр


Волгоградские театры

Free Love
Боинг-Боинг
Камышинские
Лановой
Приют комедианта
Барковский
Императрица
Мастер&Маргарита
Кармен
Рождество 1942
Ladies' Day
Другие...

Гастроли в волгограде

Александр ИваноFF

"Ты ещё такой молодой!" -

"Василий Лановой". "Ты ещё такой молодой!" - сказал Михаил Ульянов Василию Лановому и не дал ему роль.

Фото А.ИваноFF'а

Недавно в Волгограде состоялось неординарное событие - впервые к нам приезжал Театр имени Е. Вахтангова. Волгоградцы смогли увидеть идущий на малой вахтанговской сцене спектакль «Милый лжец» с Василием Лановым и Юлией Борисовой.

«Милый лжец» поставлен Адольфом Шапиро по одноименной пьесе Джерома Килти, основанной на переписке английской актрисы Стеллы Кемпбел и знаменитого драматурга Бернарда Шоу. В Волгограде спектакль шёл два дня, и оба раза зал музыкального муниципального театра, где проходил «Милый лжец», был забит до отказа, а люди сидели даже на ступеньках. И было ради чего. Такой сильной и проникновенной игры Волгоград не видел давно.

Сцена музкомедии была разделена на два «военных лагеря»: сторона Бернарда Шоу была окрашена в коричневые тона, а Кемпбел - в голубые. В центре находилась «ничья земля», где скрещивались две дорожки - голубая и коричневая - и происходила «битва и любовь» двух любящих друг друга людей, по какому-то роковому недоразумению так и не смогших быть вместе. Стелла Юлии Борисовой - изящная и хрупкая на первый взгляд, дерзкая и умная - на второй и несчастная и глубокая под конец. Юлия Борисова не боится быть комичной, и тем величественнее она выглядит, когда изображает горе. Её Стелла - это взрыв эмоций, море чувств, выплескиваемых на возлюбленного Джорджа Бернарда Шоу, которого она простецки зовёт Джой. Шоу же в исполнении Ланового - английский джентльмен из высшего общества. Он элегантен, слегка чопорен и язвителен. Его острый ум не позволяет ему «расслабляться» даже в письмах, которые он пишет Стелле, отчего они превращаются в произведения искусства. Недаром актриса частично их опубликовала.

Спектакль построен в форме непрекращающегося диалога двух любящих сердец, основанного на письмах Кемпбел и Шоу, и за три часа показывает целую жизнь, полную борьбы и так и не закончившейся счастливо. Уход актёров со сцены в финале спектакля, означающий уход из жизни их героев, потрясает неимоверно. Зрители рукоплещут после этого Лановому и Борисовой минут пятнадцать, выстраивая на сцене очереди, дабы вручить великим актёрам цветы. Хочется надеяться, что хоть кто-нибудь из волгоградских актёров посетил «Милого лжеца» и увидел игру самой высшей пробы, потому что так и хочется воскликнуть: «Учитесь, пока они живы».

Перед вторым спектаклем в Волгограде Василий Лановой согласился пообщаться с местной прессой. Я уже второй раз встречаюсь с Василием Семеновичем, и каждый раз поражаюсь не столько его подтянутостью (в этом году актёру исполнилось 70 лет. – Прим. авт.), сколько его интеллигентностью.

- Василий Семенович, как вы относитесь к антрепризе?

- Отрицательно, так как это делается только ради денег. Вот «Милый лжец» - спектакль театральный, мы над ним полгода работали. А антрепризный спектакль никогда не будет иметь такой проработки: собрались и за три недели что-то там подготовили. Я сам несколько раз соглашался играть в антрепризе, когда умирал с голоду в начале 90-х. Как только страшная пора выживания прошла, я сразу перестал этим заниматься.

- Вы волнуетесь перед выходом на сцену?

- Обязательно. Когда не волнуешься, ты уже никому не нужен и тебе ничего не нужно. Если не волнуешься, значит, ничего не можешь.

- А слова забывали когда-нибудь?

- Очень часто. Не далее как вчера, на первом спектакле в Волгограде, забыл текст в одном месте.

- И как же вышли из положения?

- Так я же не один на сцене, есть партнер, которой всегда поможет и подыграет. Выразил мысль своими словами.

- Василий Семенович, почему выбрали именно «Милого лжеца»? Ведь у него богатая театральная история?

- Плятт и Кторов сыграли Бернарда Шоу в одно и то же время более сорока лет тому назад, и всё, больше спектакль не игрался. Что касается моего выбора, то «Милый лжец» был поставлен к моему шестидесятилетию, и вот мы с Юлией Борисовой играем его уже десять лет. За три часа прочитать жизнь двух великих людей непростая задача. Тут и любовь, и дружба, и гражданское служение, и разлука, и смерть, и красота.

- А как вы относитесь к довольно язвительным эпиграммам в Ваш адрес? Широкую известность получили рифмы Валентина Гафта и Николая Гриценко.

- Нормально отношусь, не свирепствую. А с Гафтом мы вообще старые друзья. Дело в том, что когда я услышал это «Ни бе, ни ме, но читает Мериме», то спросил его: «Валь, а ты сам-то Мериме читал?». На что он мне ответил: «Не читал, но за такую рифму мать родную продам».

- Василий Семенович, Вы ратуете за создание литературного театра «Слово», обращались к Лужкову. Как продвигается дело?

- Никак. Мне ответили из мэрии, что пока нет здания, но оно будет подыскиваться. Однако сегодня воз и ныне там. Думаю, необходимо лично поговорить с Лужковым на эту тему, а то он, подозреваю, даже не догадывается о моей инициативе. Несколько дней назад мы с ним пересеклись, но времени для серьёзного разговора не было.

- Вы считаете, что люди пойдут в литературный театр?

- Я не просто считаю так, я убежден в этом. Последние 15 лет я наблюдаю деградацию русской классической культуры, господство дешёвых эстрады и кинематографа. В этот период создание такого литературного театра, где прокладывается самая короткая дорога к великой русской национальной культуре, может быть, самая главная задача Минкульта России. Но поскольку Министерство культуры вряд ли этим займется, то прямой выход к Лужкову - единственный шанс.

- А Вы и сейчас выступаете с литературными концертами?

- Да, в городах, которые это ценят. Был в Свердловске, Ленинграде.

- Волгоград к ним не относится?

- А меня никто сюда ещё с литературной программой не приглашал.

- А если пригласят?

- С удовольствием приеду.

- Кто из классиков входит в вашу программу?

- Пушкин, Маяковский, Толстой, Чехов, Гумилев и другие. Чистая классика.

- Вы как-то признались, что когда готовились к роли Ивана Варравы в фильме «Офицеры», то слушали музыку Вивальди. Ваш любимый композитор?

- Нет, это произошло случайно. Когда начинаешь работать, то музыка «приходит» сама. Вот здесь, в Волгограде, например, сам собой «напросился» Моцарт. А когда я готовился к «Офицерам», почувствовал, что для моего героя нужна звонкость, бронза пушкинская должна быть. Я вдруг увидел Варраву именно таким, и к этой роли как нельзя лучше подходили «Времена года» Вивальди, но не «Зима» или «Осень», а звонкая и бронзовая «Весна». У каждого актёра свои ассоциации. А вообще я всегда слушаю и читаю классику. Ничего лучше её ещё не придумали. Русская классика - великое достояние и завоевание нашей национальной идеологии. Я сейчас возглавляю кафедру художественной речи в театральном институте имени Щукина, и студентам я проповедую: пока у России сложные времена - только классика, потому что она тот фундамент, который держит нацию в тяжелом положении. Смотрите, 10 лет - и появились аншлаги на пошлейшей эстраде, чего раньше даже помыслить было нельзя. Деградация чудовищная прошла и в театре, и в кинематографе.

- Как относитесь к переносу классики в формат сериалов?

- Не очень хорошо к этому отношусь. Даже плохо.

- А вам предлагали роли в сериалах?

- Да, но я отказывался, потому что это пукалки сплошные, бред сивой кобылы. Я понимаю, что все это однодневки, они уйдут, уже начинают уходить, но ведь поколение, которое живёт в период этих пукалок, не знает даже, что такое русская классика.

- Приходилось отказываться от театральных ролей?

- Я уже имею право отказываться, и делал это не раз. Например, отказался от роли в спектакле «Без вины виноватый» Петра Фоменко, так как он опять мне предлагал сыграть молодого любовничка. Я сказал: «Извините, герои-любовники у меня вот уже где».

- В будущее смотрите с оптимизмом?

- Я очень не рекомендую молодёжи читать лермонтовское «Печально я смотрю на наше поколенье». Такое право и удовольствие могут получить только пожилые люди. Я -оптимист по натуре, поэтому думаю, если все-таки россияне не выбросят из своей манеры мышления старые вещи, в том числе и те, что были во времена СССР, всё станет на свои места.

- Как вы думаете, сегодня нужна цензура?

- А вы считаете, что у самых свободных американцев её нет? Да нам даже не снилась их цензура. Просто в США она называется по-другому - общественный совет. Посмотрел бы, что бы сделала заокеанская пресса с этим Киркоровым - да его бы разорвали в клочки и вывалили бы на него всю грязь, которая у него была в жизни. Не могу сказать, что цензура необходима. Должны быть определенные условности между прессой и государством, иначе она за малейший рубль начинает работать против него. Каждый идиот, который купил газету, может бодаться с государством. Оно что, должно на это спокойно смотреть?

- У Вас очень много наград. Какая самая главная для Вас?

- Ленинская премия, которая была наивысшей наградой советского государства, и её имели считанные единицы - Аникушин, Плисецкая и немногие другие. Премия давалась за выдающиеся заслуги, никаких компромиссов там не могло быть, что называется, на чистом сливочном масле.

- Как поддерживаете отличную физическую форму?

- Каждый день делаю зарядку вот уже на протяжении 60-ти лет. С собаками гуляю. А моя форма - это не моя заслуга, а только папочки и мамочки.

- Есть вещи, о которых Вы жалеете?

- Очень много. Жалею о тех ролях, которые мог сыграть, но не сыграл, зато сыграл те, о которых даже и не думал. Жалею, что русские театры, большие классические, так опустились. Жалею, что под видом модерна проходит пошлятина немыслимая. Эстрада вообще стала главным видом искусства. Жалею, что Театр Вахтангова, вершинный театр, сейчас барахтается в современной неопределенности и так и не может использовать всю свою мощь.

- А о том, что бросили факультет журналистики?

- Это единственное, о чём я не жалею. Журналист - очень зависимая профессия при всём моем к вам уважении. А профессия актёра такую независимость дает: я могу послать кого хочешь и куда хочешь.

- Как относитесь к утверждению, что лучшая смерть для актёра - на сцене?

- Красиво звучит, но лучше пожить на сцене. Пушкин писал Горчакову: «Жить стоит хотя бы для того, чтобы умереть вовремя и кстати».

- Вы хотели к своему семидесятилетию сыграть Маттиаса Клаузена из «Перед заходом солнца» Гауптмана. Почему не удалось?

- Ульянов не дал (Михаил Ульянов - худрук Театра Вахтангова. - Прим. авт.).

- Чем он объяснил этот отказ?

- Сказал, что я… ещё молодой! Я ему в ответ: "Клаузену же меньше, чем мне сейчас!" А он мне на это:"Всё равно ты моложавый!" Так и не дал мне Маттиаса сыграть. Но я всё равно это сделаю, обязательно. Не в родном театре, так в другом месте. Пока я могу и пока я хочу!


Все комментарии (цензурные и по возможности грамотные) рассматриваются в порядке живой очереди, принимаются к сведению и даже публикуются на сайте. Так что если тебе есть что сказать по поводу вышепрочитанного - мыль сюда!!! ;)

пользовательское соглашение, политика конфиденциальности