Главная страница ЕЖИдневника

Волгоградская оперная антрепризаНовый экспериментальный театрТеатр юного зрителяМолодёжный театрТеатр музыкальной комедииЗаезжие гастролёрыКукольный театр


Волгоградские театры

Снегурочка
Фестиваль-2004 (I)
Травиата
Кармен
Риголетто
Пиковая дама
Евгений Онегин
Служанка-госпожа
Севильский цирюльник
Иоланта
Уроки Блефа
Закулисье
Опера@мания
Другие...

Волгоградская оперная антреприза

Галина Гридина

Жертва весенняя

"Снегурочка".
Опубликовано: "Вечерний Волгоград".


Снегурочка. Фото со спектакляВолгоградский государственный театр "Царицынская опера" открыл свой первый сезон постановкой оперы Н.А. Римского-Корсакова "Снегурочка" по одноимённой стихотворной сказке А.Н. Островского.

Премьера состоялась 22 октября. Естественно, опять в Центральном концертном зале, ведь своего полноценного здания у нового волгоградского театра пока нет. Есть лишь репетиционная база в претерпевающем многолетний ремонт бывшем ДК имени Ленина, но пока труппа носила статус оперной антрепризы, она и этого не имела. Сейчас появилась надежда, что дело сдвинется с мёртвой точки.

За неделю до премьеры директор театра В.Л. Федерас организовал пресс-конференцию с участием режиссёра-постановщика из Большого театра Михаила Панджавидзе, дирижёра Вадима Венедиктова и художника-сценографа Нины Гапоновой. Как ни старалась пишущая братия, никаких особых "творческих секретов" выведать ей не удалось.

- Кто будет петь на первом спектакле?

- Услышите. Вопрос ещё не решен.

- Чем отличается ваша режиссёрская трактовка от предыдущих постановок?

- Увидите. Могу сказать только, что мизансцены - без эпатажа, но взаимоотношения людей не по-оперному остры, динамичны и современны. Иногда до гротеска.

- Как вам наши солисты? Достаточно ли их профессионализма, чтобы спеть такую оперу?

- Не хочу давать никаких оценок. Но раз взялся ставить с вашими артистами этот спектакль, значит считаю, что он им по силам.

Нина Гапонова тоже была очень скупа на слова. Призналась только, что самым сложным для неё оказался образ заглавной героини оперы и что все костюмы в спектакле - как бы "вне времени". На вопрос о разногласиях с Михаилом Панджавидзе она ответила так:

- Когда я не нахожу общего языка с режиссёром, я отказываюсь с ним работать. Спектакль - это единое целое, все должны быть сжаты, как пальцы в кулаке...

Снегурочка. Фото со спектакляИ вот - детище совместного творчества примерно сотни людей явило свой лик волгоградской публике.

Первый восторг вызвали декорации, встреченные аплодисментами. Кулисы - в виде заснеженных берёз. На "заднике" - замёрзшее озеро, и "лёд" его продолжается уже на сцене: по нему уйдёт в финале Снегурочка в небытие и рванется за нею следом безутешный Мизгирь...

Когда идешь на встречу с одной из своих самых любимых опер, заранее предвкушаешь наслаждение от мелодий, которые знаешь наизусть, и огорчаешься, если что-то звучит не совсем так, как ожидалось. Первое огорчение - опера поставлена в несколько "урезанном" варианте. Исчез из пролога очаровательный "Хор птиц", а из первого действия - Первая песня Леля "Земляничка-ягодка...". Партия Царского Отрока вообще отсутствует, его речитативы поёт Купава (Елена Барышева).

Музыкальные фрагменты принесены в жертву зрелищности, которая, надо признать, захватывает сразу. Где бы мы ещё увидели Лешего, катающегося по сцене в подсвеченном изнутри бутафорском пне? Где бы увидели акробатку, изображающую "борьбу нанайских мальчиков"? Кстати, возникает вопрос к режиссёру: насколько уместен этот эстрадный номер в спектакле, повествующем о жизни доисторического славянского племени?

Всю оригинальность режиссёрских решений в короткой рецензии не рассмотришь. Но наиболее яркие находки нельзя оставить без внимания. Например, образы Весны и Мороза. Исполнители этих партий не появляются на сцене вообще - только лица их проецируются на декорации, а в динамиках звучат голоса. И это вполне оправдано: Мороз и Весна - воплощения сил Природы, они и не должны быть похожи на людей из плоти и крови.

Снегурочка. Фото со спектакляОчень интересна и глубока трактовка образа Леля (Наталья Семенова). У Панджавидзе Лель - не просто мальчик-пастушок. Он - певец, своего рода Орфей, и сам царь Берендей (Марат Гареев) разговаривает с ним, сидящим, стоя: власть художника выше власти обычного правителя. Режиссёр не забыл и о том, что Лель в древнеславянской мифологии - бог любви. И когда брошенная женихом Купава порывается свести счёты с жизнью, спасает её не Лель-пастух, а Лель-бог, светлым ликом бесплотным преграждая ей путь к озеру. А в финальной сцене Лель уже оборачивается земным воплощением Ярилы-солнца, сжигая влюбленную Снегурочку (Анна Девяткина). И становится ясно, почему его костюм напоминает языки пламени или протуберанцы.

Прочитывая образ Снегурочки как жертву людского бездушия, режиссёр не щадит "честных берендеев", которые еще у Островского названы ленивыми. Они хотят быть сытыми и богатыми по воле щедрого Ярилы-солнышка: вот перестанет оно на них сердиться - и прекратятся неурожаи, наступит всеобщее благоденствие. На царский суд берендеи приползают на четвереньках, накинув на себя овечьи и козлиные шкуры. Вместо лиц - маски-морды. Не люди, а домашний скот: куда хочешь, туда и веди. За эту массовую сцену, думаю, Панджавидзе ещё получит шишек от всяческих "радетелей за народ". Чего доброго, и в "очернительстве" обвинят, у нас ведь любят на зеркало пенять...

Снегурочка. Фото со спектакляПо части актёрской игры спектакль выстроен почти безукоризненно. Что там не получилось со световым оформлением, мы можем только гадать, выслушав сетования режиссёра. На мой неискушенный взгляд, "Снегурочка" и в нынешнем "убогом" свете смотрится замечательно. А вот по части музыки работа ещё предстоит немалая. И солистам надо основательно "впеться" в свои партии, и оркестрантам "выграться" в свои. Обидно, честно говоря, то и дело слышать нарушения ритмического ансамбля, обидно, когда вдруг "вылезает" в хоре чей-то резкий тенор, обидно, когда Берендей в своей коронной арии "Полна, полна чудес..." вдруг дает на верхах "петуха".

Однако не забудем, что перед нами все-таки - ПЕРВЫЙ спектакль. Ему вполне простительно быть немного сыроватым. Пройдет время - и мы, думаю, услышим нашу "Снегурочку" во всём блеске и великолепии.


Все комментарии (цензурные и по возможности грамотные) рассматриваются в порядке живой очереди, принимаются к сведению и даже публикуются на сайте. Так что если тебе есть что сказать по поводу вышепрочитанного - мыль сюда!!! ;)

пользовательское соглашение, политика конфиденциальности