Главная страница ЕЖИдневника

Волгоградская оперная антрепризаНовый экспериментальный театрТеатр юного зрителяМолодёжный театрТеатр музыкальной комедииЗаезжие гастролёрыКукольный театр


Волгоградские театры

Снегурочка
Фестиваль-2004 (I)
Травиата
Кармен
Риголетто
Пиковая дама
Евгений Онегин
Служанка-госпожа
Севильский цирюльник
Иоланта
Уроки Блефа
Закулисье
Опера@мания
Другие...

Волгоградская оперная антреприза

Alёna Батьковна

Куда полез, Базилио???

«Закулисье». («Неделя города»)

Фото Alёnы Батьковны

Частенько в кинокомедиях в конец фильма добавляется «вот такое вот кино, как мы делали кино» - видеонарезка с «ляпами» актёров и различными забавными ситуациями, происходившими на площадке во время съёмок, давая зрителям ещё одну возможность посмеяться. В «серьёзных» картинах, претендующих на статус произведения «высокого» искусства, такого мелкого хулиганства не увидишь. Опера тоже «высокий» вид искусства. Но и в ней есть место для различного рода казусов, нестыковок и просто смешных случаев, которые крайне редко становятся достоянием широкой общественности. И зря…

Оркестр

Оркестранты - народ довольно циничный. А что вы хотите? Попробуйте сами посидеть каждый спектакль в этой яме. Сыграл 2 ноты и снова ждёшь своей «очереди», причём выйти никуда в это время, разумеется, нельзя. А соло - это роскошь, которая позволена далеко не каждому. Вот и развлекают они себя в меру своей испорченности. Многие перед спектаклем «накатывают» «по маленькой» (обычно такой организованный «приём на грудь» происходит в автобусе по пути в очередной отдалённый населённый пункт, где проводится так называемый «выездной» спектакль). Самые тихие и скромные предусмотрительно прячут в ноты яркий глянцевый с большим числом красочных иллюстраций журнальчик на футбольно-гоночные темы и почитывают между двумя нотами, другие внимательно следят за развитием действия на сцене и, не стесняясь, вслух комментируют происходящее. Зрителям, разумеется, ничего не слышно, а вот несчастным артистам порой бывает очень сложно «сохранить лицо» после некоторых особо ехидных реплик. О том, что приходится выслушивать солистам на волгоградской земле, история, увы, умалчивает. Зато широко известный волгоградским оперным меломанам украинский волонтёр как-то рассказал забавный случай, который с ним произошёл во время работы в киевском оперном театре для детей и юношества…

-Играл я как-то кота Базилио в спектакле «Золотой ключик». И там есть такая сцена, где Базилио обыскивает Буратино, пытаясь найти спрятанные золотые. Роль же Буратино традиционно женская, её у нас по очереди исполняли две солистки. Одна худенькая, действительно похожая на мальчика, а вторая, что называется, «в теле». Представьте себе эту особу в коротенькой обтягивающей курточке, шортиках и колготках… «Обыскиваю» я однажды этого пухленького «Буратино», произнося положенные по сценарию реплики, и вдруг слышу доносящийся из оркестровой ямы бас: «КУДА ПОЛЕЗ???». После спектакля мне сказали, что сцена выглядела очень эротично. Думаю, папы, присутствующие в зале, были в восторге…

Артисты

-Аль память у меня вином отшибло…
Григорий, где же крестница моя?
-Не знаю, что она нейдёт.
Скажите Игнатьевне, чтоб кликнула Любашу…

(опера «Царская невеста»)

Звучит тема Любаши, и… Любаша не выходит на сцену. Оркестр доигрывает отрывок, начинает его несколько раз снова, наконец, растерянно замолкает. Артисты переглядываются между собой и - делать нечего - начинают импровизировать, на ходу придумывая продолжение диалога, разумеется, уже не по-оперному разговорное. А не занятые в этой сцене артисты хора и прочие сотрудники театра в это время в панике бегали по всему ДК в поисках солистки. Которая в конечном итоге всё же была обнаружена в одной из гримёрок, погружённая в розовые мечтания. Вообще неявка того или иного солиста на спектакль - это ЧП почти плановой категории. Обычно в таких случаях в срочном порядке выясняется, кто ещё знает эту партию, этого человека вызывают в театр, и ситуацию удаётся легко взять под контроль. Но бывают случаи воистину «форс-мажорные»: так однажды за 2 часа до спектакля «Риголетто» выяснилось, что бас в запое (не том, который от слова «петь») и в состоянии невменяемом, а единственный баритон, который знает и иногда поёт партию графа Монтероне - в Москве. Роль маленькая, но ключевая: оскорблённый отец проклинает и развратный двор, и герцога, и шута Риголетто. Именно эти слова проклятия и являются завязкой трагедии…

Всеобщая суматоха, знаменитые, давно ставшие притчей во языцех вопли «…твою мать!» в исполнении тогдашнего директора театра, телефонные звонки в музкомедию (в репертуаре которой тоже есть эта опера), попытки выяснить, какие басы или баритоны исполняют эту партию вообще и кто из них свободен сегодня в частности… Наверное, мало кто из зрителей, пришедших на спектакль, заметил подмену. Только меломаны из числа постоянных поклонников театра удивились появлению в образе Монтероне вечного Риголетто №2. Но даже они вряд ли догадались, что это - дебют. Артист достал клавир оперы, сел за фортепиано… и выучил партию за полчаса - почти перед самым спектаклем.

Хор

Зато старожилы наверняка помнят случай, который сотрудники театра давно вспоминают как анекдот. После двух-трёх бокалов вина на очередном совместном гулянии по поводу какого-нибудь празднества, кто-нибудь обязательно крикнет: «Где мои панталоны?» - и все взгляды тут же обращаются к одной из тётушек, которая совмещает в театре сразу три должности - артистки хора, уполномоченной по распространению билетов и администратора (обычная практика среди работников антрепризы, поскольку оклады там более чем символические). Как уполномоченная она ходит по вузам, просвещая студентов и приглашая на спектакли, как администратор - в дверях встречает зрителей (большую часть которых составляют эти самые «просвещённые» студенты) перед началом спектакля, а как артистка хора выходит на сцену после третьего звонка. И тут главное - не опоздать. Обычно всё проходит гладко, но однажды уже почти опаздывающая на выход героиня обнаруживает отсутствие главной, не побоюсь этого слова, части своего туалета. Платье и парик а-ля Мальвина на месте, а их, этих белоснежных кружевных - полное наличие отсутствия. Потратив некоторое количество драгоценных минут на безрезультатные поиски, артистка решила устроить допрос с пристрастием. И зрители в уже тёмном зале, затихшие в ожидании увертюры и подъёма занавеса, в этой полной тишине услышали то, что совсем не было предусмотрено либретто: «КТО ВЗЯЛ МОИ ПАНТАЛОНЫ???». Кто покусился на святое - так и осталось невыясненным. А директор, попытавшийся после легендарного спектакля провести воспитательную беседу, услышал много интересного об интимной стороне жизни своих подчинённых. И об отсутствии оной как причине повышенной нервозности некоторых из них. После чего поспешно ретировался, бормоча себе под нос: «Ох уж мне этот бабский коллектив…».

Ну и кто после всего этого скажет, что опера - это серьёзно, скучно, однообразно и неинтересно? Приходя на спектакли, можно увидеть и услышать много интересного и забавного - нужно только «места рыбные знать». За оркестром, например, лучше всего следить со служебного балкончика. Он почти всегда открыт. Правда, стульев там обычно не бывает, так что весь спектакль вам, скорее всего, придётся простоять на своих двоих. А артистов нужно наблюдать в их естественной среде обитания - за кулисами. Наверняка удастся подсмотреть что-нибудь интересное вроде «разбора полётов» между Эскамильо и знойной Кармен, которая, не смущаясь присутствием свидетелей, учит его, как нужно и как не нужно вести себя на сцене.

Ну а если Вы высоколобый сноб, считающий себя выше подобных скабрезных историй, то не советую Вам слишком близко знакомиться с артистами. Иногда они ещё более циничные ребята, чем даже скучающие в яме оркестранты. Так что Вы рискуете услышать от них в адрес своих коллег такие комментарии, после которых самые сильные и трогательные сцены ваших любимых опер мгновенно опошлятся - раз и навсегда. И глядя на Любашу, с такой любовью обнимающей в постели Грязного и шепчущей: «Не погуби души моей, Григорий…» - Вы, как и я, будете нехорошо усмехаться и цитировать реплику из старого советского мультика: «Крылья, ноги… главное - хвост!».


Все комментарии (цензурные и по возможности грамотные) рассматриваются в порядке живой очереди, принимаются к сведению и даже публикуются на сайте. Так что если тебе есть что сказать по поводу вышепрочитанного - мыль сюда!!! ;)

пользовательское соглашение, политика конфиденциальности