![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
|||
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
После долгого перерыва волгоградская оперная антреприза (ныне театр оперы и балета "Царицынская опера") вновь представила на суд местных меломанов спектакль «Риголетто», открыв им одиннадцатый же театральный сезон. О вердиевском шедевре в постановке москвича Сергея Куницы уже много писано-переписано. Амплитуда зрительских и журналистских оценок - от восторга до полного неприятия. Попробуем разобраться, что же в этом спектакле поистине прекрасно, а что сомнительно с точки зрения вкуса и меры.
Играть спектакль в подобных условиях - если не подвиг, то что-то в этом героическое есть. Потому и не хочется говорить о досадных накладках, вроде плохо натянутого задника с изображением небес или путающихся в длинном шлейфе туфельках певицы. Поговорим о более серьёзных вещах. О качестве исполнения и режиссуре.
Конечно, большинству «звёзд» провинциальной оперы нелегко соответствовать той высокой планке, что задаёт Девяткина. Тем не менее почти под стать ей оказался Риголетто в исполнении Леонида Завирюхина. В дуэтах с Анной его баритон звучал порой резковато, но знаменитую арию «Куртизаны, исчадье порока…» он спел с такой экспрессией, что у знатоков мороз пробегал по коже. Обворожительна и на удивление подвижна Наталья Семёнова в роли Маддалены. Ей бы в «Кармен» выдать на сцене такой темперамент - как бы выиграл образ! А вот с тенорами в наших краях, увы, напряжёнка. Особенно с лирическими. Всем хорош Александр Валиков - и пластичен, и актёр замечательный, и внешнее обаяние налицо, и голос, главное есть, но… К сожалению, это не голос Герцога Мантуанского. Это, может быть, Ерошка в «Князе Игоре», Подьячий в «Хованщине», Мисаил в «Борисе Годунове»… И то - при условии чистого интонирования. Извините, господа, не повезло мне со слухом: он у меня абсолютный. С чувством ритма мне, видимо, тоже не повезло, поскольку расхождение некоторых солистов с оркестром заставляло морщиться, а хоровые сцены вызывали зубную боль. Попутно замечу, что хоров в «Риголетто» очень мало, и все они весьма несложные. Но хоровое пение - это загвоздка обоих музыкальных театров Волгограда. Когда артист, чтобы просто не помереть с голоду, вынужден одновременно петь в трёх-четырёх коллективах, еле успевая с репетиции на репетицию, тут трудно ждать отточенного ансамбля. Если бы оперные спектакли состояли из одной музыки, не было бы смысла ходить в театры: включил аудиозапись - и наслаждайся. Но это ещё и сценическое действо, зрелище, плод совместного творчества режиссёра и целой команды художников. Сергей Куница наделён буйной фантазией и явно тяготеет к символам. Символы эти красноречивы и легко прочитываются (спасибо сценографу Александру Юдину). Задник в виде исполинской паутины успешно ассоциируется с атмосферой интриг и липких сплетен, царящей во дворце Герцога. Кандалы с цепями на запястьях придворных должны объяснить нам, что все они тут рабы, как бы ни хорохорились. Риголетто, попавший в те же самые сети, что он помогал плести, тоже надевает в итоге такие же кандалы. Просто, наглядно, поучительно. Но этого режиссёру показалось мало. Для пущей убедительности он громоздит на сцене дополнительный символ неволи: бутафорскую клетку, которая поднимается и опускается с таким скрипом, что едва ли не заглушает оркестр и солистов. Да и с кандалами он слегка перемудрил, надев их в первом акте ещё и на Джильду, чтобы показать, в какой строгости воспитывает её отец. Может быть, символом всё той же строгости должны были выступить и «ежовые рукавицы» на пальцах Риголетто, навевающие воспоминания об очаровательном Фредди Крюгере из американского «? В искусстве всё держится на соблюдении меры. Стоит чуть-чуть переборщить - и уже фальшь, уже пошлость. Ничего не имею против присутствия на сцене кровати, но зачем же уж так выплясывать вокруг неё, катать и вертеть её на колёсиках? Образ «койки» начинает доминировать, подминая все психологические нюансы взаимоотношений героев.
Образ киллера Спарафучиле в обнимку с контрабасом уже получил свою долю яда в рецензиях, так что повторяться не будем. Мизансценически третий акт в целом построен очень выразительно и был бы настоящей режиссёрской удачей, если бы не этот комичный контрабас. И если бы немного по-иному вели себя Джильда и Риголетто в заключительной сцене. Театральная условность, она, конечно, дело святое, но смертельно раненая девушка вряд ли смогла бы подняться во весь рост, и по-настоящему любящий отец пытался бы её поддержать, а не ходил бы со страдальческим видом вокруг да около. Впрочем, я, кажется, вторгаюсь не в свою епархию. Режиссёру, наверное, видней. Почерк Сергея Куницы весьма своеобразен, он может нравиться или не нравиться, может вызывать споры и отторжение, но надо отдать этому человеку должное: он искренен в своих поисках нешаблонных решений. Необузданный поток художнической фантазии надо всего лишь направить в чёткое русло центральной идеи. Тогда на его поверхности уже не будет крутиться мусор выпендрёжа и дурновкусия - мы получим чистое, ничем не замутнённое искусство.
|
||