Главная страница ЕЖИдневника


Выставки в Волгограде

Бородин
Осиков&Попова
Никас
Поэзия в красках
Biennale

Geo
Художники театра

Евгений Синилов
Фитоживопись
Душа картины
Кукольный мир
Саратовские художники
Весна
Сокровища Лувра
Другие...
Елена Рубинова

И вдруг повеяло весною…

«Весна». Уникальный мраморный бюст.

Фото Елены Рубиновой

В Волгоградском музейно-выставочном центре на пл. Чекистов впервые за годы его существования работает выставка одного произведения, посвящённая 300-летию Санкт-Петербурга. Вниманию волгоградцев представлена уникальная работа - мраморный женский бюст «Весна», созданный известным профессором Императорской Академии художеств Николаем Акимовичем Лаверецким в Риме в 60-х годах XIX века. «Весна» - изящное произведение русского неоклассицизма, редкостная музейная вещь, свидетельство высокого мастерства художника в лучших академических традициях.

Создатель этого замечательного творения заслужил право поездки в Рим за свои творческие успехи в Академии художеств. Знакомство с музейными коллекциями Италии вдохновило скульптора на исполнение ряда эскизов композиций на библейские темы, композиций жанрового характера, на темы истории Древнего Рима, в том числе и на рождение мраморного бюста «Весна». В Риме Н. А. Лаверецкий усердно овладел секретами высечения из мрамора, достигнув исключительного совершенства. В 1868 году за присланную им на академическую выставку мраморную группу «Мальчик и девочка с птичкой» он был удостоен почетного звания академика, а через два года, по возвращению из заграничной поездки, за созданные там произведения получил звание профессора. Н. А. Лаверецкий известен также как автор некоторых скульптурных портретов, достиг значительных успехов в области монументальной и монументально-декоративной скульптуры: памятник Екатерине II в Симферополе, участие в создании надгробных памятников А. А. Иванову, Ф. М. Достоевскому, М. И. Глинке в Александро-Невской лавре и др.

«Мраморный женский бюст «Весна» - это настолько уникальный, интересный и самодостаточный экспонат, какие можно увидеть только в Государственной Третьяковской галерее и Русском музее в Петербурге, а тут вдруг выяснилось, что она находится не где-нибудь, а именно в Волгограде, - рассказывает сотрудник музея Лидия Леонидовна Ишкова. - Так что теперь у всех волгоградцев есть шанс познакомиться и насладиться величественной красотой этой бесценной работы талантливого русского мастера. С одной стороны, это ярко выраженная аллегория - эстетическое воплощение весны, радости, навеянной впечатлениями от Рима, его истории, культуры, скульптуры, природы. С другой, - прекрасный, я бы даже сказала - классический, образ вполне реальной девушки».

Однако и спустя сто с лишним лет имя женщины, вдохновившей автора на создание такого великолепного шедевра до сих пор не известно. Многие искусствоведы склонны полагать, что это всё-таки образ собирательный - сама весна, как она видится художнику: мягкая, женственная, юная, цветущая, загадочная, добрая, нежная, величественная, уверенная…

Скульптура эта экспонировалась на Всемирной выставке в Париже в 1880 году, её изображением открывается второй том знаменитого энциклопедического словаря Ф. И. Булгакова «Наши художники», изданного в Санкт-Петербурге в 1890 году. Насколько известно, после революции 1917 года «Весна» ни разу не выставлялась. Чудом попала она в частную коллекцию, где благополучно просуществовала вплоть до наших дней. Имя счастливого владельца по известным соображениям сохраняется втайне: на красавицу «Весну» уже неоднократно покушались грабители. На неё нельзя просто бросить взгляд и пройти мимо, её хочется созерцать часами, остановиться, любуясь её милой красотой, погрузиться рядом с ней в собственные раздумья и пожелать, чтобы остановилось само время.

Глядя на прекрасную «Весну», своими впечатлениями делится известный волгоградский живописец Алексей Иванович Бородин, Заслуженный художник России:

- Когда я пришел сюда и впервые увидел Её, я почувствовал реальное веяние молодости. Мне так приятно смотреть на это чудесное творение!.. Казалось бы, одно-единственное произведение, но эта выставка произвела на меня неизгладимое впечатление, вдохнула в меня силы, вселила надежду, что жизнь продолжается. Я почувствовал аромат того времени и рад, что та классика не забыта. Словно свежий ветерок, повеяло на меня дыхание природы - Весны. Со временем все меняется, бесполезное отмирает, но остается классика, благодаря которой каждое новое поколение сохраняет жизненные ориентиры и идеалы своих предшественников.


Все комментарии (цензурные и по возможности грамотные) рассматриваются в порядке живой очереди, принимаются к сведению и даже публикуются на сайте. Так что если тебе есть что сказать по поводу вышепрочитанного - мыль сюда!!! ;)

пользовательское соглашение, политика конфиденциальности