Главная страница ЕЖИдневника


Выставки в Волгограде

Бородин
Осиков&Попова
Никас
Поэзия в красках
Biennale

Geo
Художники театра

Евгений Синилов
Фитоживопись
Душа картины
Кукольный мир
Саратовские художники
Весна
Сокровища Лувра
Другие...
Елена Рубинова

Поэзия в красках

"Мир Михаила Лермонтова".

Фото Елены Рубиновой

Рудольф ПаранюшкинНа минувшей неделе все поклонники творчества Михаила Лермонтова отмечали 190-летие со дня рождения поэта. В Волгоградском музейно-выставочном центре накануне юбилейной даты открылась выставка живописных работ Рудольфа Паранюшкина «Мир Михаила Лермонтова».

Рудольф Васильевич Паранюшкин – личность в нашем городе достаточно известная. За годы преподавательской работы на художественных отделениях местных вузов он воспитал не одно поколение студентов творческих специальностей. В настоящее время Рудольф Васильевич является профессором Волгоградского государственного института искусств и культуры, заведующим кафедрой декоративно-прикладного искусства, а также преподает рисунок и живопись в Институте художественного образования ВГПУ.

Как признаётся автор, на создание этой выставки ушло около двух лет кропотливой работы. О том, как шла подготовка к выставке и о своём восприятии творчества великого поэта, художник дал небольшое интервью.

– Я читал и перечитывал произведения Лермонтова ежедневно и в день по десять раз, а если надо – то и двадцать, – рассказывает Рудольф Васильевич. – До тех пор пока в душу не западала та или иная строчка, становившаяся потом темой моего полотна, пока не появлялась перед глазами картина. Я намеренно не брал так называемые «наполеоновские» его стихи, потому что не хотелось говорить о военных конфликтах. Он очень интересен прежде всего сам как личность.

– Какие произведения вы могли бы назвать своими любимыми?

– Ну, в первую очередь, это «Смерть поэта», «Выхожу один я на дорогу». Очень мне запомнился период работы над «Демоном». От него у меня просто мороз по коже был. Да и проза у Лермонтова поэтичная. Неизгладимое впечатление произвела «Тамань». На мой взгляд, это идеал точности, стиля и музыкальности языка.

– А что-то в Лермонтове осталось за гранью вашего переосмысления?

– Да. Я бы хотел понять его байронизм, эту отрешённость от жизни и довольно мрачноватое к ней отношение… Вечно его что-то терзало, мучило и томило. Пока для меня это так и осталось тайной, к разгадке которой хотелось бы однажды прийти. Если я почувствую в себе силы, то, возможно, вернусь к этой теме в честь 200-летнего юбилея.

Лермонтов. Работа Рудольфа Паранюшкина– А когда впервые произошло осознанное погружение в творчество поэта?

– Да с самого детства. У меня бабушка жила в Тарханах. И я там постоянно в детстве обитал. В тех же местах, где когда-то Лермонтов со своей бабушкой жил. И вот как-то потихоньку в меня это впитывалось, наслаивалось. Жить там и не влюбиться в него просто невозможно. Там такая красивая усадьба стоит на самом высоком месте в саду, двухэтажный дом с мезонином и пруд… Я бы сказал, тургеневские места. Но нет, они – лермонтовские.

Есть и более древняя связь: прабабушка моей бабушки была кормилицей Михаила Юрьевича, а её дочь – его молочной сестрой. Поэтому рассказы о шаловливом мальчишке, барчуке из усадьбы, любившем копать окопы и пострелять в дворовую ребятню, передаются в нашей семье из поколения в поколение. Наверное, он действительно таким и был.

– А ваше личное восприятие более зрелого Лермонтова каково?

– Он весь был соткан из противоречий. Конечно, это романтик. Молодой, тонкий, боевой, легко ранимый, глубоко размышляющий, талантливый и – одинокий… Не понятый друзьями и не разгаданный современниками. Он разный в течение жизни, и я попытался отразить это в портретных работах.

– Не секрет, что основу вашего творчества составляет иллюстрирование произведений классической литературы. Пушкин, Лермонтов… Кто ещё?

– Я больше люблю девятнадцатый век. Там, я считаю, было три поэтических вершины – Пушкин, Лермонтов и Тютчев. Но за Тютчева я не берусь, потому что он хоть и величина, но абсолютно не мой по духу человек. Мне сложно преодолеть его аристократическое отстранение от всех.

На выставке можно увидеть иллюстрации к хорошо известным произведениям великого поэта: «Парус», «Пророк», «Бородино», «Мцыри», «На севере диком…» и множеству других. По живописным работам Рудольфа Паранюшкина можно также воспроизвести некоторые кульминационные события «Героя нашего времени», «увидеть» персонажей «Маскарада», «Тамбовской казначейши», «Песни про купца Калашникова», «Княгини Лиговской» и совершить небольшое путешествие по страницам биографии поэта. А можно через восприятие художника открыть для себя и нового Лермонтова, автора таких произведений, как «Венеция», «Азраил», «Джулио», «Ашик-Кериб».

Мир М. Лермонтова – это море, скалы, небо, горы, ветер, тучи, одним словом, Кавказ. Мастеру удалось запечатлеть в картинах одновременно романтику поэзии и жизненный реализм. Вот и Лермонтов у него на портретах не грустный, но печальный, задумчивый, но не страдающий, нарисованный, но живой. Эта экспозиция – наглядный пример того, как живопись искусно проникает в литературу, обогащая её своими образами, а поэзия придает изящность, музыкальность и композиционную завершенность искусству кисти. После знакомства с работами Рудольфа Паранюшкина хочется пойти и перечитать томик поэта…


Все комментарии (цензурные и по возможности грамотные) рассматриваются в порядке живой очереди, принимаются к сведению и даже публикуются на сайте. Так что если тебе есть что сказать по поводу вышепрочитанного - мыль сюда!!! ;)

пользовательское соглашение, политика конфиденциальности