Главная страница ЕЖИдневника


Выставки в Волгограде

Бородин
Осиков&Попова
Никас
Поэзия в красках
Biennale

Geo
Художники театра

Евгений Синилов
Фитоживопись
Душа картины
Кукольный мир
Саратовские художники
Весна
Сокровища Лувра
Другие...
Александр ИваноFF

Вот такой вот гобелен*

«Сокровища Лувра». Выставка. «Вечерний Волгоград»

Фото А.ИваноFF'а

Средних размеров зал в красно-синих тонах, задрапированные стены и занавешенные окна, голубые светильники, переливающиеся разноцветные шары, подвешенные к потолку, живое хоровое пение и гобелены, гобелены, гобелены. О чем это я? Да об открывшейся на днях в областном краеведческом музее выставке «Сокровища Лувра».

Об этом событии трубили афиши, в ассортименте расклеенные в общественном транспорте и самых людных местах города. Название интриговало, тем более на рекламных листках была обещана «тайная» распродажа.

В действительности всё оказалось совсем не так, как на самом деле. Конечно, никто ничего не вывозил из главного музея Франции, и афиши - не более чем рекламный трюк, призванный зазвать ценителей культуры в музей. На выставке представлены гобелены, сделанные с оригиналов, размещённых в музеях Парижа, Севильи, Бирмингема, Брюсселя и многих других. Это отнюдь не значит, что «Сокровища Лувра» - экспозиция наподобие выставки компьютерных копий известных мастеров прошлого. В последнем случае нет никакого элемента творчества - шедевры изобразительного искусства просто перенесены на бумагу, чтобы люди по всему миру могли увидеть хотя бы их копии. В случае с выставкой в краеведческом музее - дело другое. Все гобелены - ручной работы. Что это такое, говорит хотя бы тот факт, что на изготовление самого маленького из экспонатов ушло больше двух лет. Впечатляет? А использование нитей 800 оттенков?

Рассказывает Марина Васильевна Варавина, организатор выставки «:

- Как вы, наверное, поняли, это мы организовывали выставку «Ангелы порока». Если её цель была испугать человека, показать неприглядную сторону его жизни, то нынешняя экспозиция призвана приобщить посетителей к прекрасному. Вы посмотрите, какая это красота! К сожалению, нам не удалось воплотить в реальность все задуманное. Из ста шпалер здесь представлены только пятьдесят шесть, сорок четыре застряли на таможне. До этого выставка с неимоверным успехом проходила в странах Прибалтики, наверное, не хотят выпускать такую красоту.

Действительно, «Сокровища Лувра», хоть и в кавычках, впечатляют. В центре зала висит «жемчужина» коллекции - большой, не меньше метра в длину, гобелен под названием «Король Артур», иллюстрирующий историю Святого Грааля. На нём изображены король Артур, держащий магический меч из камня, и его будущая жена Гиневьера. И это только фрагмент, целиком шпалера ещё больше.

Под стать «Королю Артуру» гобелен с изображением одного из самых прекрасных замков долины Луары - замка Шамбор.

В целом структура выставки такова, что посетитель попадает в салон, где экскурсовод окунает его в историю средневековой Франции. Дворцовые интриги, куртуазные отношения, герцоги Бурбонские, Орлеанские, Анжуйские, Людовик XII, Генрих III, Блуа, Шенонсо, Анжер. При упоминании такого количества поэтически звучащих французских имён и названий хочется хоть на миг перенестись в далекие века, где строили такую красоту, что запечатлена на шпалерах.

Но отвлекаться не стоит. Посетителям раздаются лупы, чтобы они собственными глазами убедились в наличии сотен оттенков на выставленных гобеленах. Беру увеличительное стекло, убеждаюсь: оттенков множество, все и уловить-то неспециалисту невозможно.

Лично мне было интересно узнать о технике изготовления гобеленов. Изготавливается шпалера из некрашеной крученой нити (льняной, хлопчатобумажной, реже шерстяной). Если в XII-XIII веках в Европе гобелен выполнялся до конца одним мастером, то начиная с XVII века положение вещей изменилось и привело к разделению труда. Автор-живописец создавал эскиз будущего картона будущей шпалеры, специалист-картоньер тщательно выполнял его в величину произведения, а мастер-ткач переводил картон в текстильный материал.

В целом все довольно сложно, и работа весьма кропотливая.

- Сколько же стоит такая красота? - задаю вопрос Марине Васильевне.

- Самый дорогой гобелен - «Король Артур». Он оценивается в 1700 евро. Но это не значит, что за эту цену его можно купить. Он вообще не продается. Что касается «тайной» распродажи, то это, конечно, шутка. В последний день выставки будет проведен открытый аукцион, на который мы выставим только шесть самых маленьких шпалер.

От себя добавлю, что их цена - от 20 евро.

Так что, дорогие волгоградцы, у вас есть возможность не только увидеть гобелены из-за границы, но даже, если повезет, и купить некоторые из них. Торопитесь, выставка будет работать всего месяц.

*Гобелен, или шпалера - односторонний безворсовый ковер с сюжетными или орнаментальными изображениями, как правило, не повторяющимися. В русском языке для обозначения художественного текстиля в самом широком его понимании существуют два равноправных термина - гобелен и шпалера. Гобеленами первоначально называли изделия знаменитой, возникшей в XVII веке, мануфактуры Гобеленов, бывшие столь популярными, в некоторых европейских странах термином «гобелен» стали называть все произведения, выполненные в технике шпалерного ткачества. В широкой художественной практике (в каталогах выставок, прессе и т.д.) прочно укоренилось употребление слова «гобелен». В научном же обиходе (в описаниях музейных коллекций, справочных изданиях, научных публикациях) принят термин «шпалера».


Все комментарии (цензурные и по возможности грамотные) рассматриваются в порядке живой очереди, принимаются к сведению и даже публикуются на сайте. Так что если тебе есть что сказать по поводу вышепрочитанного - мыль сюда!!! ;)

пользовательское соглашение, политика конфиденциальности