Главная страница ЕЖИдневника


Выставки в Волгограде

Бородин
Осиков&Попова
Никас
Поэзия в красках
Biennale

Geo
Художники театра

Евгений Синилов
Фитоживопись
Душа картины
Кукольный мир
Саратовские художники
Весна
Сокровища Лувра
Другие...
Александр ИваноFF

Маэстро ремесленник

Никас Сафронов: выставка.
Опубликовано: "Вечерний Волгоград".

Фото А.ИваноFF'а

Никас Сафронов. Выставка картин в музее ИЗО (Волгоград)Всё в жизни взаимосвязано: не успел я накануне увидеть на канале «Культура» художника Никаса Сафронова, как через пару дней в Волгограде, в выставочном зале музея ИЗО, открылась выставка компьютерных копий его работ. К сожалению, сам сверхпопулярный живописец до нашего города не доехал, хотя вроде и собирался, поэтому отдуваться за двоих пришлось соавтору выставки «Метаморфозы от Никаса» поэту Игорю Исаеву.

«Метаморфозы от Никаса. Видения ада и рая», как полностью называется выставка Сафронова, представляют из себя 27 компьютерных копий оригинальных работ художника, показывающих разные стороны его творчества, к каждой из которых написан поэтический текст Игоря Исаева. Первый же вопрос на поверхности: «А почему лишь копии?» Ответ, тем не менее, тоже на поверхности. Есть такое волшебное слово «страховка»: при условии, что каждая работа Никаса Сафронова имеет номинальную стоимость от десяти до двадцати тысяч долларов и принимающая сторона должна заплатить залог в размере 5-8 процентов от этих сумм, найти несколько десятков тысяч долларов для музея ИЗО просто нереально. Поэтому и приходится довольствоваться лишь копиями. Хотя оригиналы всё же можно увидеть: на выставке демонстрируется небольшой фильм, названный Игорем Исаевым инсталляцией, который представляет из себя нарезку из картин Никаса Сафронова, к коим под музыку композитора Николая Лебедева профессиональные актёры начитали стихи Игоря Исаева. Получилось довольно-таки любопытно и уж точно живее, чем рассматривать распечатанные на плотной бумаге копии оригиналов, заключённые в картинные рамки. Кстати, о рамках. Когда пишущая братия шутки ради поинтересовалась, а нельзя ли купить что-нибудь на выставке, то с удивлением услышала в ответ: «Можно». Оказалось, что все копии продаются, а цена на них колеблется от восьми до 15 тысяч рублей.

- И как, покупали?

- Да. Не сказать, что ажиотаж, но берут, - ответствовал Игорь Исаев. - Например, пользуется популярностью вот эта картина - «Озеро в горах».

- И сколько же она стоит?

- 12 тысяч рублей.

- А какова себестоимость производства одной копии? Похоже, это прибыльный бизнес?

- Я бы так не сказал. Но мы много не накручиваем, одна только рамка стоит сто долларов.

Почему в материале про выставку столько много «денежных подробностей»? Да потому что лично у меня имя Никаса Сафронова чётко ассоциируется с многими нулями в долларовом эквиваленте. И эта выставка не опровергает, а лишь подтверждает устоявшееся впечатление. Кроме того что можно купить любую «картину», на выставке предлагается автобиографическая книга Никаса Сафронова «Анатомия скандала и успеха» по цене 350 рублей, специально изданный под выставку ограниченным тиражом альбом по цене 250 рублей или набор открыток за «стольник». А причиной, по которой Сафронов не смог приехать в Волгоград, Игорь Исаев назвал аукцион в Китае, где маэстро присутствует самолично. К слову, в передаче на канале «Культура» Сафронов признался, что на этом аукционе одна из работ при стартовой стоимости в 12 тысяч долларов ушла за 98. И как после этого не говорить о деньгах? Никас Сафронов, что называется, сделал себя сам. И теперь всё, к чему он прикасается, становится произведением искусства, будь то постмодернистская переделка картины известного художника прошлого или портрет какого-нибудь нувориша из Пырловки. Никто не собирается отрицать тот факт, что Никас Сафронов мастерски владеет жанрами изобразительного искусства и умеет ими играть под стать своим замыслам, но, как, кстати, признаёт Игорь Исаев, «это высокий уровень ремесла».

поэт Игорь ИсаевО целях и задачах «Метаморфоз» мы беседуем с Игорем Исаевым:

- Как родилась идея выставки?

- Я познакомился с Никасом на «Кинотавре», где прочитал свои метафизические стихи, и он мне сказал: «Друг мой, у вас замечательные стихи. У меня часто спрашивают: «А что художник имел в виду, изображая это», но ведь я человек художественных выразительных средств, словами объяснять мне трудно, вы бы не смогли поэтически проиллюстрировать мои картины?» Я загорелся этой идеей, написал несколько стихотворений, Никас прочитал и одобрил, после чего всё и завертелось: книга, альбом, выставка. Это был некий творческий полёт, который изначально не имел тех целей и форм, что сложились сейчас. Всё рождалось естественным и достаточно спонтанным образом, складывалось как мозаика из каких-то разрозненных кусочков и кубиков, и последующие шаги давали пищу для размышлений и почву для новых шагов.

- Как вы пишете стихотворения к картинам Сафронова? Общаетесь с ним?

- Я общался с картинами: я на них смотрел, они что-то во мне рождали, задевали какие-то струны, что-то я даже видел не так, как Никас. Но ведь произведение искусства тем и отличается от произведения, например, экономической науки, что не дает единой трактовки. Картины Никаса очень неоднозначны и апеллируют к глубинным основам нашего сознания. Именно на почве общих взглядов на жизнь и искусство мы и подружились с Никасом. Мы оба считаем, что искусство помимо внешне выразительной и яркой формы должно нести глубинные основы миропонимания. Своей выставкой мы пытаемся доказать, что современное искусство также волнуют вечные вопросы бытия, как и раньше. Мы отягощены этими вопросами, постоянно ищем на них ответы в своём творчестве, с которым вас и знакомим.

- Насколько близки к оригиналам компьютерные копии?

- Они очень близки, это копии с высокой степенью приближенности к оригиналам. При этом копии имеют ещё то преимущество, что не требуют таких строгих условий обращения, как оригиналы. У нас была выставка в Кисловодске, работы занесли в начале октября, а затем включили отопление, отчего копии чуть-чуть покоробились. Если бы такое случилось с оригиналами, то это было бы катастрофой. Для копий же это нехорошо, но можно пережить.

Никас Сафронов. Выставка картин в музее ИЗО (Волгоград)- За какой период представлены копии?

- 30 процентов копий знаковых картин, оригиналы которых уже давно проданы в частные коллекции. Остальные созданы в последние 2-3 года.

- В Краснодаре, где состоялась премьера выставки, «Метаморфозы» пользовалась популярностью?

- Судите сами: её посетило 7 тысяч человек за месяц. Но там был другой размах: меценаты, обширная рекламная поддержка. Здесь, к сожалению, не так.

Да уж, Волгограду подобная посещаемость выставок пока даже и не снилась, тем не менее посмотреть на картины, пусть и в виде копий, одного из самых успешных художников современности, которого даже называют русским Сальвадором Дали, стоит обязательно.


Все комментарии (цензурные и по возможности грамотные) рассматриваются в порядке живой очереди, принимаются к сведению и даже публикуются на сайте. Так что если тебе есть что сказать по поводу вышепрочитанного - мыль сюда!!! ;)

пользовательское соглашение, политика конфиденциальности