Главная страница ЕЖИдневника


Выставки в Волгограде

Бородин
Осиков&Попова
Никас
Поэзия в красках
Biennale

Geo
Художники театра

Евгений Синилов
Фитоживопись
Душа картины
Кукольный мир
Саратовские художники
Весна
Сокровища Лувра
Другие...
Елена Рубинова

Поэзия, музыка и живопись

«Выставка Саратовских художников».

Фото Елены Рубиновой

Выставка живописи, графики и скульптуры саратовских мастеров изобразительного искусства, которая на прошлой неделе* открылась в Музейно-выставочном центре, - не первое знакомство волгоградцев с творчеством соседей-волжан. Исповедуя приверженность школе - знаменитому Саратовскому художественному училищу - каждому мастеру тем не менее удается сохранить ярко выраженную индивидуальность.

Волгоградского зрителя с саратовцами связывает взаимная и теплая многолетняя дружба. Многие наши художники получили профессиональное образование именно в Саратовском художественном училище и продолжают его традиции в своем творчестве уже у себя на родине.

В июле 2001 года в музее с успехом экспонировалась выставка, на которой жители Волгограда впервые познакомились с искусством саратовских живописцев, участников чудесных «хвалынских пленэров». Кроме того, многие художники принимали участие в экспозиции, посвящённой 60-летию Победы в Сталинградской битве. Но эта выставка, пожалуй, самая масштабная: в ней приняло участие 42 человека и около 120 произведений изобразительного искусства. Как и предыдущие, она показала, что в соседнем волжском городе работает большая группа авторов, объединенных стремлением к освоению и продолжению лучших традиций прошлого века и современному осмыслению достижений прославленных гениев живописного искусства - М. Врубеля, П. Кузнецова, К. Петрова-Водкина и других.

- Путь, избранный саратовскими художниками, плодотворен, -считает Лидия Ишкова, искусствовед музея. - Опыт мастеров двадцатого века они соединили с новой системой образного мышления, основанного на активизации эмоционального звучания, поэтизации природы и мира человека. Пишущие мерцающими красочными мазками, растворяющие предметный мир, энергично лепящие форму цветом, они программно отказываются от натуралистического подхода в живописи.

Приехавший на открытие выставки председатель Саратовского областного отделения Союза художников России, заслуженный художник РФ Павел Маскаев рассказал, что основная её идея - как можно шире показать диапазон творческих поисков современных саратовских художников, в том числе и новаторских:

- В принципе, все работы подходят под определение большого и единого стиля, - так называемого неореализма. Когда, следуя реалиям нынешней действительности, художники привносят в своё творчество достижения всех предшествующих поколений - от наскальных рисунков с характерным процарапыванием и древнерусских мотивов вплоть до крайне авангардистских.

Работы действительно разноплановые. Здесь представлены практически все известные художественные жанры, техники и направления: и академические традиции, и импрессионистические, некоторые произведения раскрываются перед зрителем в типично символическом ключе, есть картины в духе модернисткой эстетики кубизма, встречается и тонкое, лирическое ретро. Использование различных приемов наложения на холст краски и чувствительность к различным оттенкам и нюансам цвета - качества, объединяющие подчас очень разных в своих творческих устремлениях мастеров. Вообще, в искусстве живописи сложилось такое цельное понятие, как «саратовская школа». Это довольно объёмный срез изобразительного искусства России, характерной особенностью которого являются многочисленные пластические и колористические поиски, когда целью художника становится не просто сделать копию с природы, предмета или человека, а непременно пропустить их через призму собственного восприятия, не детально воспроизводя действительность, а чувственно. «Художник, он ведь как музыкант, - считает Павел Маскаев. - Слышит природу, натуру, изображает её, а потом и картина приобретает звучание. А у вас в городе находится ещё и уникальный выставочный зал, наверно, единственный на всей Волге, в котором само пространство организовано таким образом, что позволяет наиболее полно проявить эти самые «говорящие», музыкальные способности холста».

Неудивительно, что это звуковое проявление находит отражение в названиях многих произведений: «Сюита», «Музыка» А. П. Чусляева, «Тихая река» Л. М. Нечкина, «Флейта» С. А. Маринкина, «Симфония» Е. Панферовой, «Рождественский звон» В. В. Бадаквы, «Фиолетовые звуки» В. А. Мошникова.

Нередко для своих творений авторы находят загадочные, волнующие воображение романтические и поэтические «заголовки», как В. А. Мошников «В поисках потерянного рая», «Мерцающее ожерелье», Е. И. Мальцева «Трепетная влага августовского пруда», «Волга. Краса опускающейся на реку ночи», «Ветлы в реке на закате плывут», Г. М. Панферов «Город, заснеженный в сумерках зимних», П. А. Маскаев «В великолепии небесных песнопений». Синтез пластики, поэзии, музыки и живописи тоже можно назвать отличительной чертой творчества саратовских художников.

* Статья выложена с некоторым опозданием. Увы, но выставка уже закрылась.


Все комментарии (цензурные и по возможности грамотные) рассматриваются в порядке живой очереди, принимаются к сведению и даже публикуются на сайте. Так что если тебе есть что сказать по поводу вышепрочитанного - мыль сюда!!! ;)

пользовательское соглашение, политика конфиденциальности