![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Рената Литвинова появилась в «Радеже» с небольшим опозданием. В первое мгновение её даже трудно было узнать: скромная изящная девушка (кто бы поверил, что «девушка» 1967 года рождения. – Прим. авт.) в чёрном и стильных солнцезащитных очках появилась словно ниоткуда. Секундное замешательство и раздались аплодисменты – публика узнала своего кумира. Рената уселась за столик и тут же «потерялась» - микрофон на трёх складных ножках никак не хотел стоять, отчего Литвинова беспомощно трясла его в руках, пока кто-то из организаторов не помог ей справиться с техникой. Как только микрофон был «укрощен», на Ренату посыпался град вопросов, на которые она очень терпеливо и корректно отвечала более получаса. - Вы так замечательно выглядите… - Да вы что! Я сегодня вообще жуть. И красной помады у меня нет. Ничего? Я вас не разочаровала? - Какая роль вам больше по вкусу – продюсера, режиссёра, сценариста или актрисы? - Мне больше всего нравиться быть автором, режиссёром фильма, а всё остальное как бы присоединяется. Для того чтобы совершить какое-нибудь дело, нужно в себе больше полномочий соединять, не бояться перейти из профессии в профессию – это совершенно нормально. Может, в этом проявляется какая-то моя жадность? Кем ещё я не стала? Оператором, композитором? Ну, музыкой к фильму я совершенно довольна, даже вышел отдельным диском саундтрек «Богини». У нас был просто гениальный композитор Игорь Вдовин, с которым меня познакомила Земфира, сама написавшая изумительную песню «Любовь как случайная смерть». И еще звучит композиция Ника Кейва («Red right hand» - Прим. авт.). Ник оказался абсолютно благородным парнем: он навел о нас справки, узнал бюджет фильма и продал права на песню за совершенно условные деньги. Чем больше, качественнее человек, тем более он великодушен и совершенно нематериально заточен.
- Нет. Но что поразительно, эта песня Земфиры «Любовь как случайная смерть» вошла в фильм буквально как часть сценария. Я к ней отношусь как к большому поэту. Земфира пришла к нам, посмотрела 150-минутную склейку, ничего не сказала, но написала песню, буквально подарив её нам. - Кира Муратова уже видела «Богиню» (Рената называет Муратову «мамой, живущей в Одессе». – Прим. авт.)? - Как раз вчера она мне звонила, сказала, что уже во второй раз посмотрела «Богиню». В Одессе фильм пошла смотреть вся съёмочная группа Муратовой, а это 17 человек, и все теперь переживают, как я там, цела ли на этой планете. - Как появилась идея создать «Богиню»? - Это как с золотом: его когда-то намываешь, с годами оно у тебя перетекает из одного кармана в другой. Все эти фразы из «Богини» взяты из других моих сценариев. И очень много фраз не вошло в монтаж. Например, одна девушка говорит в камеру: «Он не поймал пулю телом. Пуля такая маленькая, а мир такой огромный – её, наверное, унесло куда-то в бок от этого урода». Ну никак она в фильм не вставлялась, как и целая куча других моих любимых фраз. Я бы вообще сделала отдельный фильм, целиком состоящий из этих фраз. - Ваш ад гораздо более реалистичен, чем у Кокто. - А это не ад вообще, это какой-то перевалочный пункт. Ничего себе ад, такой с лесом, отличный. Вы знаете, мне кажется, что ада нет. Даже самые отъявленные злодеи имеют шанс раскаяться и не попасть в него. Что касается Жана Кокто, то свою любовь к нему я и не скрываю. Его «Орфей спускается в ад» - абсолютный шедевр. Если уж и говорить о том, кто меня вдохновлял, то это именно он. - У меня есть один большой кумир – Рембрандт, но я его не цитировала. - В конце фильма Фаина (героиня Р. Литвиновой. – Прим. авт.) умирает и становится богиней? - Мне кажется, она ею побыла. Ну вот прикиньте, вы берёте и можете возвращаться, умереть и вернуться. - Что для вас важнее: любить или быть любимой? - Конечно любить, совсем необязательно, чтобы вас любили. Когда тебя не любят – это такая невзгода, но по-настоящему сильных людей нелюбовь делает ещё сильнее, а слабых, конечно, ломает. Я считаю, любить – это единственный смысл жизни. И я всегда повторяю: смысла жизни нет, каждый его назначает себе сам. Понимаете? Это ваш выбор. Множество людей не могут найти целей, задач, желания, поэтому… поэтому… поэтому… поэтому ты ищешь смысл всю свою жизнь, и если повёзет, то найдешь. На данный момент для меня это любовь, надеюсь, меня это когда-нибудь оправдает там, в высших инстанциях. - Скажите, у вас была замечательная документальная лента «Нет смерти для меня» про выдающихся русских актрис. Не будете продолжать в том же духе? - Нет, я считаю, что повторяться не стоит. Тем более будет такой момент, что называется, несвежие раны. «Нет смерти для меня» был такой душеранимый опыт. - А как Светлана Светличная оказалась в вашем фильме? - На самом деле она меня просто выручила, так как роль матери Фаины должна была исполнять Нонна Мордюкова, которая из-за болезни не смогла сниматься. Конечно, роль я писала под Нонну Викторовну, мы даже ей такую норковую шапку сшили. Я её обожаю, она мне просто друг, одна из самых великих актрис, которая не реализована. Когда Нонна Викторовна посмотрела «Нет смерти для меня», то сказала: «Это моя самая лучшая роль». - Вы удовлетворены операторской работой? - Я так доверяла нашему оператору Владу Опельянцу, что иного и быть не может. Хотя это и был его дебют в кино, несмотря на большое количество клипов. (Рената в который раз реагирует на шумы от барной стойки) Там такое коловращение у буфета, а мы тут про наш фильм говорим. У меня сразу появляется желание закрыть буфет, разбить несколько бутылок. - Чуть подробнее об образе врачей. Почему они живут так ужасно? - Заходишь в некоторые квартиры и думаешь: «Почему они так живут». Они имеют на это право. Вы хотите, чтобы у них были кондиционеры и чистота? - На Елене Руфановой мухи сидят и даже не улетают, когда она их прогоняет. - Ну присели чуть-чуть. А на вас мухи разве не садятся? - Фраза из фильма «Я звезда вашего периода» о вас? - Это такой пронзительный текст, который когда-то запал мне в душу. Обо мне или нет, решать вам. - Как вам работалось со звездами Хабенским, Сухоруковым и другими?
- А актёров подбирали сами? - Этим занималась директор по кастингу. - Но ведь вы должны были всех сами видеть? - У нас в фильме все были соратники, не соратников мы уволили через несколько дней (смеется). - Когда можно будет прочитать книгу Алексея Васильева "Богиня. Разговоры с Ренатой Литвиновой"? - А её здесь разве нет? Безобразие! В других городах уже продается. Очень позитивная книга. - А книга для того, чтобы лучше объяснить или больше запутать? - Я думаю, все вопросы к автору, какой он меня увидел. - Литвинова - это стиль или болезнь, потому что... - Я настаиваю, что это болезнь. Однажды я прочитала одну красивую фразу: "Безумие даёт нам крылья". Я не сражаюсь за звание самой нормальной женщины. Мне нравится быть такой. - Расскажите о своей роли Раневской в спектакле МХАТа. - Я подписала контракт, у нас аншлаги, не могу даже достать билеты товарищам.
- Я даже не знаю, давайте лучше о кино поговорим. - Что вы говорите людям, которые не поняли ваш фильм? - Ну что я могу сказать? Файл не открылся. - Ваш фильм явно некоммерческий... - Почему же? В Москве он идет уже полтора месяца, его постоянно продлевают в кинотеатрах, думаю, он и два месяца продержится, везде, куда мы приезжаем, все билеты проданы, сплошные аншлаги. - Если предположить, что Рената Литвинова не играет в фильме Фаину, кого бы вы видели на своем месте? - Кто бы смог сыграть Фаину? Боже мой, я еле-еле нашла других исполнителей, а тут бы пришлось искать актрису на главную роль. А вдруг она бы начала плакать на съёмках, постоянно убегать? Что вы смеетесь? Такое бывает сплошь и рядом. А у меня с самой собой проблем не было - настолько я совпадаю со своим текстом. К тому же сэкономила на себе много денег, ведь я же себе не платила гонорар актрисы. - Вы никогда не боялись любви? - Нет, ведь это такое счастье. Может, я безрассудная. И совсем необязательно объект твоей любви должен знать, что ты его любишь. Моя подружка все время спрашивала: "С проникновением или без проникновения?" А ей отвечала: "Без, без". Надо восхищаться друг другом, говорить человеку, что он талантлив, прекрасен. Зачем экономить на взаимном восхищении? Ведь жизнь такая короткая, все мы кандидаты в мёртвые. - Кому адресовано ваше кино? Высказывалось мнение, что ваше кино не народное... - А антинародное?- Рассчитано на узкий круг людей. Вы с этим согласны? - Я не делю кино по такому принципу, главное - кино должно быть хорошим. - Картина обошлась нам в районе миллиона долларов. - Еще задумки есть и как это осуществимо в финансовом плане? - Вот как раз деньги есть, а идей мало (вздыхает). - Сейчас в кинематографе возрождается патриотическая тема. Не собираетесь снять военное кино? - Почему бы и нет, вот только сценария подобного у меня пока нет. - Ваш фильм заканчивается так печально. Почему? Или у любви не может быть счастливый конец? - Один поэт сказал: "После любви всегда грустно". Пока и я такого мнения придерживаюсь и не делаю искусственных финалов.
|
|||