Главная страница ЕЖИдневника

Волгоградская оперная антрепризаНовый экспериментальный театрТеатр юного зрителяМолодёжный театрТеатр музыкальной комедииЗаезжие гастролёрыКукольный театр


Волгоградские театры

Оранжевый ёжик
Сталинградская мадонна
Другие...

Волгоградский театр кукол

Александр ИваноFF

Рисунок, превратившийся в икону

«Сталинградская мадонна».
Опубликовано: "Неделя города".
.

Фото А.ИваноFF'а

И хотя премьера знакового для города спектакля состоялась в театре кукол 21 ноября прошлого года, тогда «Сталинградскую мадонну» смогли увидеть только ветераны войны. Настоящей премьерой для широкого зрителя стал памятный день 2 февраля сего года - годовщина победы на Волге.

Сразу скажу, что «Сталинградская мадонна» для кукольного театра весьма необычная постановка. Дело в том, что в спектакле… всего одна кукла, остальные персонажи как во «взрослом» театре - настоящие актёры, в костюмах времен Великой Отечественной.

У «Сталинградской мадонны» есть предыстория. В дни боёв на нашей земле среди немцев был замечательный человек, доктор теологии, священник и художник Курт Ройбер, который, не боясь смерти, ходил по разрушенному городу, чем мог помогал жителям Сталинграда, попутно рисуя их. В один из дней, накануне Рождества 1942 года, на обрывке военной карты он сделал замечательный рисунок Мадонны, который с последним самолетом улетел в письме к родным в Германию. В 43-м Курт погиб, а через много лет его рисунок, уже как икона, вернулся в Волгоград и находится сейчас в Католическом храме на улице Пражской.

История Курта Ройбера, ставшего в спектакле Куртом Райнером, и русского мальчика Вани легла в основу «Сталинградской мадонны».

Ещё когда только входишь в Волгоградский театр кукол, сразу погружаешься в атмосферу военных лет. В фойе стоит берёзка с фотографиями детей предвоенного Сталинграда вместо листьев, а из динамиков тихо льются мелодии тех далеких дней.

Шумные подростки занимают места, гомозят первые минут десять-пятнадцать спектакля, а потом завороженно замолкают, так как происходящее на сцене щемит душу и сжимает сердце. Перед нами проходит простая и ужасная история, бывшая в военном Сталинграде обыденной. На развалинах живёт семилетний мальчик Ваня (единственная кукла постановки), у которого отец ушёл на фронт, а мамка погибла у него на глазах. Ваня не уходит от разрушенного дома, потому что отец велел ухаживать за родником и берёзкой, посаженной в день рождения мальчика. Здесь он и знакомится сначала с русским солдатом Николаем (актёр Александр Вершинин), а затем с Куртом Райнером (актёр Владимир Ташлыков). Скорбный лик куклы Вани (большущие грустные глаза, взлохмаченные волосы, лохмотья), тонко подобранная музыка Вагнера, Шуберта, Штрауса, Бетховена (музыкальное оформление Николая Шубина), великолепно дополняющая происходящее на сцене, замечательная игра Владимира Ташлыкова - всё производит очень сильное впечатление, отчего местами еле сдерживаешь слезы. И уже практически не отвлекаешься на проблемы кукольного театра вроде неудобного зальчика и устаревшего оборудования. Война закончилась, а в Сталинграде до сих пор зачастую создают искусство в условиях, приближенных к боевым.

Отдельные слова хотелось бы сказать об актёре Владимире Ташлыкове. В принципе есть такой стереотип, что кукольный театр - исключительно для детей, а значит, в его постановках должна быть дидактичность. В игре Александра Ильина, исполнившего повзрослевшего Ваню, это наблюдалось очень хорошо. Но в том то и дело, что дети всё прекрасно чувствуют, и искренняя игра, когда их никто не воспитывает, а просто живет на сцене, действует куда лучше. Именно проживает жизнь в роли Курта Райнера Владимир Ташлыков. Его доктор мерзнет, страдает, радуется, испытывает множество человеческих эмоций, в искренности которых ни на секунду не усомнишься. Даже удивительно, что такой хороший актёр не попробовал себя ещё и на большой сцене. Будем надеяться, что всё у него впереди.

Что ещё нельзя обойти вниманием, так это переклички со спектаклем недавно гостившего на сцене Волгоградского ТЮЗа Театра юного зрителя из Санкт-Петербурга «Рождество 1942 года, или Письма о Волге». И в местной, и в гостевой постановке использовались реальные письма немцев своим родным. И мысль «Как можем мы, сотворившие столько горя на земле, называться цивилизованной нацией» роднит спектакли, сравнивать которые не имеет смысла: оба они, разные по технике исполнения, об одном и том же - о жестокости и бессмысленности войны.

Как и с «Рождеством 1942 года», «Сталинградскую мадонну» просто нужно посмотреть большинству волгоградцев. Спектакль будет идти ещё не раз, так обязательно посетите Волгоградский театр кукол.


Все комментарии (цензурные и по возможности грамотные) рассматриваются в порядке живой очереди, принимаются к сведению и даже публикуются на сайте. Так что если тебе есть что сказать по поводу вышепрочитанного - мыль сюда!!! ;)

пользовательское соглашение, политика конфиденциальности