Главная страница ЕЖИдневника


Знай наших!

Кексы
PlaZma
Snuff Box
Рок-конвейер
Фестиваль бардов
Высоцкий. Фестиваль
Декорации
АРКАИМ
Dogma inc.
Станислав Лемешкин
Анатолий Климов
Раздвоение
Лука
Мифы и реальность
Высоцкий
Музыка от Догмы
Другие...
Alёna Батьковна

Поёшь "Под Высоцкого"? До свиданья!

Фестиваль бардов на о.Сарпинский.
Опубликовано: "Вечерний Волгоград", фотографии к материалу любезно предоставлены Bob'ом с с волгоградского форума

Фото Alёnы Батьковны

Лето с точки зрения богатства культурными событиями принято называть «мёртвым сезоном», но в последнее время я начинаю сомневаться в точности такой оценки. «Южная» электричка, качнув на прощание «хвостом», бросила меня с в обществе рюкзака и спального мешка на станции «Руднева», рядом с неухоженной и пустынной местностью Кировского района, названной с лёгкой руки энтузиастов набережной имени В.С. Высоцкого. Всего неделю назад здесь был фестиваль, посвящённый памяти Владимира Семёновича, а теперь только несколько старых афиш напоминают о происходившем действе. Сегодня эта набережная только перевалочный пункт для желающих переправиться на остров Сарпинский, где на выходных (30 июля – 1 августа сего года) проходит другое мероприятие – межрегиональный фестиваль авторской песни, организованный волгоградской региональной общественной организацией творческой молодёжи «Новая лодка». Всего 15 минут по Волге на речном трамвайчике, и я оказываюсь на острове. В глазах тут же начинает рябить от ярких разноцветных палаток, которые стоят не только на территории турбазы, но даже на пляже. И от людей с гитарами – такое их количество на квадратный метр земли тоже можно увидеть далеко не каждый день.

Вадим ЕгоровКак выясняется, некоторые из них (людей, не палаток) идут в одном направлении – на террасу домика, где известный бард Вадим Егоров собирается дать мастер-класс начинающим авторам. Впрочем, Егоров, взяв слово, сразу же уточняет: «Не люблю слова «мастерская», «мастер-класс», давайте мы все будем просто участниками обсуждения, чтобы разговор не был однополярным. Чем больше будет субъективных мнений, тем объективнее в конечном итоге будет вынесенная оценка». И первому же смельчаку, молодому человеку, решившемуся спеть собственную песню о Владимире Высоцком, пришлось выслушать немало субъективных (хотя и полностью справедливых) замечаний в адрес, мягко говоря, далеко несовершенного стихосложения, а также обвинений в неуместной фамильярности (согласитесь, называть певца Володей моральное право имеют только те, кто довольно близко знал его при жизни) и во «вторичности, если не третичности» произведения… После такой отповеди (даже частично сглаженной тактичными высказываниями и ещё более тактичными умолчаниями мэтра) большинство присутствующих, видимо, решило не рисковать и демонстрировало исключительно исполнительское мастерство…

-Как Вы относитесь к тому, что исполнители поют чужие песни, в том числе и Ваши собственные?

Вадим Егоров: Я обычно не высказываюсь по поводу их исполнения, кроме тех случаев, когда очень понравилось. Каждый автор считает своё исполнение наиболее органичным, и так оно в большинстве случаев и бывает, ведь кто иной, как не автор, лучше может прочувствовать, «прожить» собственное творение? Хотя иногда, очень редко, бывает и по-другому: как раз исполнителю удаётся открыть новые грани в произведении, по-настоящему раскрыть потенциал песни – именно благодаря своему мастерству, своему личному виденью произведения – и спеть так, как не удалось самому автору.

-Нужно ли сочинять собственные песни о Высоцком?

-О Высоцком написано уже слишком много, причём написано людьми, которые сами давно являются признанными авторами, людьми, которые знали его лично, поэтому теперь сложно написать что-то своё и при этом сказать что-то новое. А каждая такая песня должна быть открытием, иначе в ней нет никакой ценности. Я сам не стал писать бы о Высоцком, а написал бы просто очень хорошую песню и посвятил её ему.

-Почему-то стало модным петь песни Владимира Семёновича, подражая при этом его «фирменной» хрипотце…

-Они, исполнители, не могут понять одну простую вещь: этого делать просто НЕЛЬЗЯ. Тем более – со сцены. Как только ты начал петь с хрипом «под Высоцкого» - всё, до свидания!

-Вам не кажется, что сегодня молодым талантливым авторам стало очень тяжело добиться известности и успеха, что раньше было на порядок проще?

-Это беда всего постперестроечного поколения. Раньше была только одна проблема: получить возможность спеть. Но если тебе удалось хотя бы раз выйти на сцену, то рядом с тобой оказывались 10 магнитофонов, и твоя песня сразу же летела по всей стране. Да, это были записи плохого качества… но сегодня оказываешься в жюри на каком-нибудь очередном конкурсе или фестивале, слышишь безумно талантливого автора, делаешь его лауреатом, вручаешь грамоту и какой-нибудь телевизор или музыкальный центр от спонсора – и всё. Что это даёт автору, кроме материальной выгоды и чувства морального удовлетворения от осознания своей победы?

Будем надеяться, что ситуация эта изменится. В Москве сейчас организован худсовет, он будет регулярно проводить конкурсы плёнок, а потом, если удастся, выпускать сборники лучших песен. А с сентября на одной из FM-станций будет выходить еженедельная программа о бардах, в ней будет рассказываться не только об уже признанных мастерах, будет даваться право голоса и молодым талантливым авторам…

Много ли их, молодых и талантливых АВТОРОВ, достойных участия в радиопрограмме и выпуска на сборниках, здесь, среди более чем 50-ти официальных участников данного фестиваля? Спрашивать об этом напрямик у Егорова мне почему-то не хотелось. Зачем ставить в неловкое положение человека, который 2 часа кряду проявлял чудеса дипломатии, стараясь не обидеть резкими высказываниями даже самых безнадёжных? Лимит времени у мастерской исчерпался довольно быстро, и люди с гитарами отправились по своим делам – кто обедать, кто купаться в Волге, а кто и записываться на участие в ближайших плановых концертах. Благодаря тактичным организаторам, догадывающимся о небольшом творческом багаже собственных творений у большинства участников фестиваля, концерты были тематическими и ориентированными скорее на оценку исполнительского мастерства: концерт военной песни, концерт песен всё того же Высоцкого (куда же без него?), концерт шуточной песни… А Вадим Егоров пригласил для более внимательного прослушивания тех, кого счёл наиболее перспективными. Ну и тех, кто по причине неявки в «мастерскую» не смог получить его отеческое благословение и(или) порцию критики. Позабавили его хулиганистой песенкой с солёными словечками дуэт «A-na» из Набережных Челнов, заинтересовала молодая и перспективная Маша Соловьёва, которую он заставил пообещать связаться с ним, как только у неё появится возможность записать свои песни. Впрочем, свою самую широкую и искренне радостную улыбку известный бард приберёг на вечер, для одной из последних опоздавших гостий фестиваля – Юлии Шелест (участница арт-дуэта «Декорации», о котором мы недавно рассказывали – прим. автора), хорошо известной ему по фестивалям в других городах.

арт-дуэт 'Декорации'Едва приехав, «Декорации» (выросшие уже до трио) сразу взяли быка за рога: выступили с несколькими «шуточными» песнями на главной сцене, записались на участие во всех вечерних концертах, включая неформальную альтернативную площадку у Волги (организованную специально для рок-музыкантов) и отправились репетировать на пляж. «Последнее приобретение» группы - ударник Олег Симонян - в срочном порядке разучивал партии новых песен, а Юля то и дело тревожно посматривала на толпу зрителей около рок-сцены и, наконец не выдержав, предложила: «Пойдём влезем вне очереди, а то выступать придётся перед одним звукорежиссёром». Опасение это было не лишено оснований: из более десятка изъявивших своё желание поучаствовать в фестивале рок-коллективов доплыли до острова живыми, здоровыми и не растеряв по дороге музыкантов и инструменты всего пара групп, одна из которых («Тихий омут» из Городища) явно относилась к т.н. «хэдлайнерам», а значит, и выступать должна была «под занавес», уже поздно вечером. Так что бесхозную рок-сцену оккупировали все желающие. Как известно, «хотеть» и «мочь» - несколько разные понятия. Об этом хорошо знали и тяжело скучающие зрители, которые постепенно начали разбредаться по окрестностям в поисках альтернативных развлечений, и вредные организаторы, у которых работа такая – наступать на горло песне особо увлекшихся звукоизвлечением «желающих». Поэтому «Декорации» без проблем выбили себе место под солнцем - точнее, под заменившим его прожектором - и полчаса без каких-либо помех зажигали звёзды на небе и высекали искры в сердцах слушателей, очень быстро уяснивших, что теперь им, наконец, есть что послушать и подо что потанцевать…

Вышедшему в самом конце вечера на сцену «гвоздю программы» - «Тихому омуту» - совершенно не пришлось «разогревать» публику. А «Декорации», сделав своё человеколюбивое дело, отправились на основную площадку, где их ждало очередное, на сей раз короткое (всего две песни, несмотря на просьбы слушателей) выступление. Увы, участников (как я уже говорила) полсотни, предоставить возможность выступить нужно было всем – даже аутсайдерам, а время и сцена не резиновые.

Виктор Каменский, трио 'Альманах'Поэтому даже лауреаты Грушинского фестиваля – группа «Альманах» - спели всего три песни на двоих… И ушли в неизвестном направлении – наверное, допивать недопетое. Так же поступили и бездомные на этом фестивале музыканты «Декораций» за компанию с одним бездомным же журналистом. Ведь фестиваль – это не только сцена. Фестиваль – это кочевание всю ночь от костра к костру и натуральный обмен: «Есть хотите? Давайте мы вас накормим? У нас гречневая каша с тушёнкой… кстати, а вы нам споёте? Спойте, пожалуйста, «Ангела»…» - и иногда маленький бизнес: «У вас записи есть? Давайте я куплю вот этот ваш диск» (к слову сказать, и диски, и кассеты расходились «на ура» - после каждого выступления к музыкантам подходили с вопросами о том, где можно взять их записи, как узнать информацию об очередных концертах на «большой земле», и просьбами сфотографироваться вместе)… А те, кто остался на сцене мучить себя и гитары до трёх часов ночи, и вернулся к этому занятию с утра пораньше – на заключительном гала-концерте… если будут долго мучиться, что-нибудь у них обязательно получится. Что именно – увидим ровно через год, на том же месте. Глядишь, и вправду в этом столетии из кого-нибудь вырастут очередные «Декорации» или «Альманах»…

Только бы сцен в следующий раз сделали, как пообещали, не две, а три: для новичков, профессионалов и рокеров. И только бы рокеров и «могущих бардов» в следующем году было бы поболее, чем в этом. Условия для работы организаторы создают по мере своих возможностей, а вот об особом приглашении на фестиваль лучше позаботиться самим потенциальным участникам, чтобы вновь не остаться за бортом «Новой лодки». Пусть всё будет похоже на этот год, только лучше!


Все комментарии (цензурные и по возможности грамотные) рассматриваются в порядке живой очереди, принимаются к сведению и даже публикуются на сайте. Так что если тебе есть что сказать по поводу вышепрочитанного - мыль сюда!!! ;)

пользовательское соглашение, политика конфиденциальности