|
Что знает о немецком кино вообще и современном кинематографе Германии в частности российский зритель? С ходу можно назвать лишь фильмы «Беги, Лола, беги!» Тома Тыквера и «Гуд бай, Ленин» Вольфганга Беккера. Если призадуматься, то можно вспомнить имена Вима Вендерса (всё-таки с голливудскими актёрами поработал) да Вольфганга Петерсена, сотворившего маловразумительный, но весьма прибыльный фильм «Троя» с Брэдом Питтом в главной роли. Собственно, это всё. Такие персоналии, как почившие Лени Рифеншталь и Райнер Фассбиндер или ещё здравствующие Вернер Херцог и Фолькер Шлендорф, знакомы лишь настоящим киноманам. Вот, по правде говоря, и всё. Прямо скажем, маловато будет. Тем не менее кино в Германии снимается, да ещё и весьма неплохое. Именно это и был призван доказать фестиваль «Современное немецкое кино», закончившийся в эти выходные и проходивший в рамках Дней Германии в Волгограде. Собственно, тот факт, что мало кто из числа российских зрителей знаком с немецким кинематографом, не должен никого удивлять. Если уж представители культурных организаций Германии, презентовавшие фестиваль в Волгограде, немного знают о родном кинематографе, то чего требовать от нас. Так на вопросы об именах, фестивалях и премиях в Германии, немцы выдали набор общеизвестных фактов: «Беги, Лола, беги!», Берлинский кинофестиваль. Они даже понятия не имеют, есть ли в их стране еще какие-нибудь ежегодные кинофорумы (напрягшись, вспомнили лишь кинофестиваль в Котбусе) и как выглядит статуэтка Лолы (которой награжден один из фильмов), являющейся высшей национальной кинопремией Германии. Что касается самого фестиваля немецкого кино, то он прошел в Волгограде с небывалым аншлагом. Достаточно сказать, что на первый фильм публики явилось в полтора раза больше, чем вмещает малый зал областной филармонии - зрителям приходилось собирать стулья по всей округе. Если же говорить о его организации, то можно смело утверждать: Волгоград просто не готов в лице государственных контор проводить мероприятия подобного уровня. В эпоху навороченных мультиплексов у области нет даже нормального оборудования для показа фильмов, отчего на каждом сеансе пленка со смачным хрустом рвалась, навевая воспоминания о деревенских клубах 80-х годов. Более того, из-за «убитого» DVD-проигрывателя не состоялся показ одного из фильмов - картины режиссёра Ханса Шмида «Далёкие огни». Думается, узнать, что это за режиссёр и что представляет из себя его фильм, нам не доведется больше никогда. Ко всем прочим бедам добавилась и еще одна. Как гласила надпись на программке, все фильмы программы должны были сопровождаться русскими субтитрами. Это не очень удобно для просмотра, зато позволяет сохранить оригинальное звучание ленты, теряемое при дубляже. Русскими субтитрами на самом деле сопровождались лишь два фильма, а один переводила в режиме on-line сидящая в зале женщина, дикция которой позволяла понимать лишь примерно половину ею сказанного. Поэтому многие смотрели картину интуитивно либо (как ваш покорный слуга) пользовались субтитрами на английском языке, которыми по счастью сопровождались фильмы. Представляю, если бы фильм предназначался для показа в Китае. Тем не менее множественные «косяки» не помешали самому главному: зрители пришли и всё-таки увидели кино с пометкой «Сделано в Германии». Фестиваль открывался ироничной лентой «Солнечная аллея», снятой сорокалетним на момент съёмок (фильм - 1999 года выпуска) дебютантом в большом кино Леандером Хаусманном. Солнечная аллея - это улица, разделявшая когда-то ГДР и ФРГ. Режиссёр с большой долей юмора поностальгировал по временам своей восточногерманской юности. Реалии социалистической жизни, которые осмеял Хаусманн, до боли знакомы всем тем, кто родился ещё в СССР. Это и телефон, который был для большинства недостижимым чудом, и стоящие втридорога на черном рынке пластинки «Роллинг Стоунз», чья музыка к тому же была запрещена, и многое другое. «Солнечная аллея» во многом перекликается с вышедшей позднее картиной «Гуд бай, Ленин» и открыла несколько лет назад тему под названием «Германия, которую мы потеряли». Следующим фильмом значился «Далёкие огни», но по уже упомянутым причинам его не показали, заменив на «Солино» Фатиха Акина, который должен был идти третьим. Фатих Акин - восходящая звезда немецкого кино. Стоит лишь упомянуть, что его последний фильм «Головой об стену» получил главный приз минувшего Берлинского кинофестиваля. «Солино» - фильм, на порядок превосходящий «Солнечную аллею». Если в последнем есть лишь светлая ирония, то в саге про итальянцев, переселившихся из своего захолустного Солино в немецкий Дуйсбург, Фатих Акин пытается найти ответы на вопрос о смысле жизни. «Солино» - полноценная драма, целиком захватывающая зрителя во время просмотра. Такой фильм стоит иметь в домашней фильмотеке. Завершал фестиваль милый фильм «Прекрасная Марта», о котором можно сказать лишь то, что его сняла Сандра Неттльбек, и то, что ей не удалось сделать из истории обыденной жизни удобосмотрибельное кино. В целом кинофестиваль показал, что немецкое кино скорее живо, чем мертво, а появление режиссёра Фатиха Акина сулит мировому кинематографу еще много славных минут. Все комментарии (цензурные и по возможности грамотные) рассматриваются в порядке живой очереди, принимаются к сведению и даже публикуются на сайте. Так что если тебе есть что сказать по поводу вышепрочитанного - мыль сюда!!! ;) |
|||