Главная страница ЕЖИдневника


КИНОломня

Посмотри...
...помолвка
Александр
Чужой против...
Обитель зла II
Богиня
Дом страха
Игры мотыльков
4 таксиста...
Фаренгейт 9/11
Таинственный лес
Немецкое кино
Папа
Превосходство...
Рецепт колдуньи
Гарфилд
Другие...
Александр ИваноFF

Позвоните родителям

"Папа". Рецензия. Именно эту фразу нужно было сделать слоганом фильма "Папа"

Фото А.ИваноFF'а

Папа. Кадр из кинофильмаЕсть на свете известный человек. Зовут его Владимир Машков. Он уже доказал всем, что является приличным актёром. Но хочет большего - доказать всему миру, что он еще и режиссёр неслабый. Именно этим можно объяснить тягу Машкова к режиссированию: за откровенно провальной картиной «Сирота казанская» ныне следует фильм «Папа», о коем речь ниже.

Идею фильма «Папа» по пьесе Александра Галича «Матросская тишина» Владимир Машков вынашивал очень давно. Наверное, мечтал сделать кино, ещё когда играл Абрама Шварца в спектакле «Матросская тишина» в Театре п/р Олега Табакова. Как рассказывал актёр ТЮЗа Владимир Баглайский, Машков в кино и Машков в театре - это две большие разницы. Говорилось это как раз относительно роли Машкова в вышеозначенном спектакле, где он играл мерзкого, но любящего отца. Что ж, теперь и у широкой публики появилась возможность оценить Машкова как театрального актёра, ибо, как говорят видевшие спектакль, актёр ни капли не изменился - те же страшные борода, зубы, заскорузлые пальцы и другие приметы, характеризующие провинциального еврея-бухгалтера, безвылазно проживающего в безвестном городке Тульчине.

Папа. Кадр из кинофильмаВсё в «Папе» просто до безобразия, что наверняка нравится неискушенному зрителю (недаром на последнем Московском кинофестивале картина получила «Приз зрительских симпатий»): папа помаленьку обворовывает собственный склад, чтобы скопить сыну Давиду на учебу, и заставляет того каждый день музицировать, после чего сын, конечно же, поступает в Московскую консерваторию, где становится лучшим, но тут приезжает дикий провинциальный папа, портит всё впечатление, сын его выгоняет, после чего начинается война, во время которой папу убивают в фашистском гетто, а у сына развивается газовая гангрена руки, и финал - разговор убитого папы с раненым сыном. Однако это простота не становится залогом хотя бы значительности. Отчего фильм «Папа» - кино очень странное. Картина как бы есть, и в то же время её как бы нет, потому что во все времена подобные нравоучительные фильмы с драматическими концовками назывались слёзовышибалками, к кино никакого отношения не имеющими. Как признался сам Владимир Машков - «Папа» во многом автобиографичен. В этом-то и вся проблема. Не будучи талантливым режиссёром, сделать из своих собственных переживаний что-то замечательное у Машкова не получилось. Да, актёры за редким исключением играют свои партии на отлично, сам Машков выжал из себя трогательности по максимуму (его даже можно сравнить с проделавший над собой в фильме «Танцующая в темноте» похожий эксперимент Бьорк), просто великолепен в роли Мейера Вольфа питерский актёр Сергей Дрейден - такой надмирности и отрешённости достигнуть очень трудно. Но что с того? Может быть, играй второго главного героя - Давида Шварца не, а кто-то другой, что-то и изменилось бы, но вряд ли. Актёр же Бероев - одно из главных недоразумений фильма. Он настолько неубедителен, что главными его «достоинствоми» становятся внешняя похожесть с Андрей Розендентом, сыгравшем в «Папе» Давида в детстве, и полугодовые тренировки игры на скрипке всё в той же консерватории.

Фильм «Папа» обозначил некий крен в российском кинематографе: как Папа. Кадр из кинофильмаГолливуд захватила сиквеломания и ремейкизация, так наши ударились в недалёкое прошлое, мифологизируя и отчасти идеализируя страшные до- и послевоенные времена. Поэтому эту кинокартину можно рекомендовать тем, у кого есть проблемы с родителями (посмотрите и позвоните), всем остальным этот киносимулякр можно и пропустить - ничего не потеряете.


Комментарии читателей:

Доктора физ.-мат. наук В.Славин, В.Шапиро (гор. Харьков):
Уважаемые господа!
Вашим призывом придерживаться нормативной лексики Вы существенно ограничили наши возможности дать адекватный отзыв на помещенную на Вашем сайте рецензию на фильм Владимира Машкова "Отец". Такую рецензию мог написать человек, всю жизнь занимающийся искусством и ничего в нем не смыслящий. Но это вряд ли. Обычно самодовольные невежи очень легко ставят свою подлинную фамилии под написанным, будучи твердо уверены в непогрешимости своей творческой позиции (мы уверены, что стоящая подпись "Иванофф" - это псевдоним; воистину, иметь в России фамилию "Иванофф" - все равно, что не иметь никакой). Гораздо вернее, данная рецензия - это социальный заказ (можем даже догадаться, чей именно), примешанный к чувству собственного творческого бессилия и, соответственно, зависти к подлинному произведению искусства. В подтверждение нашей точки зрения о творческих достоинствах фильма "Отец" мы можем констатировать, что все видеокопии, появляющиеся в продаже партиями, мгновенно раскупаются (как в России, так и за ее пределами). Конечно, можно сказать про себя (вслух - это не политкорректно, а, значит, и не модно), что народ у нас - быдло, ничего не смыслит в искусстве, а потому и покупает. Действительно, покупают ведь у нас американские звездные войны или индийские и южно-американские мелодрамы. Но при этом согласитесь, что тематика фильма "Отец" сама по себе относится к разряду элитарных тематик, а, следовательно, если ленту покупают, то за ее художественные достоинства, а не за что-либо иное. Увы, в очередной раз критику не повезло со своим народом (или наоборот?!). Даже в 30-е годы в среде советских теа- и кинокритиков существовали вполне определенные этические принципы, а именно: всегда существовала почти четкая грань между рецензией на то или иное художественное произведение и анонимным пасквилем. С прискорбием приходится констатировать, что в наши дни эта грань полностью стерта.

Ответ авторов:
Уважаемые воинствующие господа В. Славин и В. Шапиро (к сожалению, не знаем ваших настоящих фамилий, так как уверены, что подписи - это ваши псевдонимы). :-) Вообще-то хамить незнакомым людям в приличном обществе не принято, но раз вы начали первыми… Давайте по порядку.
Если наш призыв придерживаться нормативной лексики существенно ограничил ваши возможности дать адекватный отзыв, то, сдается нам, у вас проблемы с языковым запасом. Фильм Владимира Машкова называет "Папа", а не "Отец".
Если нашу рецензию мог написать человек, всю жизнь занимающийся искусством и ничего в нём не мыслящий, то вы, не будучи таковыми: а) всю жизнь занимаетесь искусством и всё в нём смыслите, б) никогда не занимались искусством и ничего в нём не смыслите, в) никогда не занимались искусством и всё в нем смыслите. Так как последнее утверждение - явный нонсенс, рассмотрим два первых. Судя по подписи, вы доктора физико-математических наук, значит, написали по две диссертации, занявших уйму вашего времени и не позволивших всю жизнь посвятить искусству, таким образом первое утверждение отпадает, и остаётся второе. Если оно верно, то о чем разговор. Кстати, о подписи. Интересно, если бы в анкете господина Иванова имелась информация о том, что он является кандидатом филологических наук, это повлияло бы на ваш тон? И стали бы вы пытаться давить научным званием (что для Интернет-отзыва не имеет никакого значения)? Дальше. "Самодовольного невежу" оставим на вашей совести (с таким же успехом вы можете быть недовольными невежами). Перейдем к фамилии "Иванов". Наглым выражением "иметь в России фамилию "Иванофф" - всё равно, что не иметь никакой" - вы оскорбляете сотни тысяч носителей этой самой популярной в России фамилии. Или это намеренно?
Теперь про "социальный заказ". Вы явно на что-то намекаете, может, выскажетесь прямо? А вот если бы внимательнее смотрели на адрес нашего сайта, то увидели бы, что он имеет расширение narod.ru. Это означает только одно - сайт находится на бесплатном хостинге, и желания что-либо заказывать на нём ни у кого в здравом уме не появится.
Далее. О художественных достоинствах фильма "Папа", кои доказывают массовые продажи копий фильма "как в России, так и за её пределами". Вы, господа, наверное, занимаетесь продажей кассет и дисков на территории постсоветского пространства, иначе как объяснить ваше знание о распространении "Папы"? Что касается художественных достоинств, то повторим общеизвестные факты: фильм "Папа" на последнем ММКФ от жюри ничего не получил, утешившись "Призом зрительских симпатий" (это, кстати, весьма точный диагноз); массовая скупка копий фильма ничего не говорит о его художественных достоинствах (вы же сами признаете, что всякие "Звездные войны" раскупаются лучше некуда). Если же говорить об "элитарности" темы "Папы", то в каком месте вы её нашли? С каких это пор тема отношений отцов и детей стала элитарной? Да, она может быть таковой в тех редких случаях, когда за съёмки берётся Мастер. Ближайший пример - фильм Александра Сокурова "Отец и сын", действительно элитарный по исполнению (может, вы вообще путаете фильмы, недаром всё время оговариваетесь, называя "Папу" Машкова "Отцом"). А кассеты скупают по причине простоты и доходчивости "Папы". Попробуйте спросить в магазине тот же фильм Сокурова "Отец и сын" - в Волгограде найти его по крайней мере проблематично. Пассаж про "анонимный пасквиль" тоже пусть останется на вашей совести.
Если же говорить серьезно, то в России свобода слова. Разве на Украине не так? Поэтому, если наш сайт не содержит ничего преступного, мы можем писать всё, что нам заблагорассудится, и будь вы хоть доктора университета Лиги плюща, это не позволяет вам хамить. И да, вы видели на "ЕЖИдневнике" надпись "Мы претендуем на истину в последней инстанции"? Нет? А знаете, почему? Потому что её там просто нет.
P.S. Вопрос: "А вы всем рецензентам, написавшим негативные рецензии, послали свой "приступ праведного гнева"? Если вы об этих критиках ничего не знаете, откроем вам страшную тайну: подавляющее большинство отзывов на "Папу" написаны в похожем ключе.
С неуважением господа Иванофф (представляете, у меня ещё и имя-отчество Александр Сергеевич) и Алёна Батьковна (Вы не поверите, но я даже не скрываю свою фамилию - Соколова я по паспорту!).

Все комментарии (цензурные и по возможности грамотные) рассматриваются в порядке живой очереди, принимаются к сведению и даже публикуются на сайте. Так что если тебе есть что сказать по поводу вышепрочитанного - мыль сюда!!! ;)

пользовательское соглашение, политика конфиденциальности