|
В наш город пришёл «Догвилль». Если это название ничего вам не говорит, читать нижеследующее не имеет смысла. Те же, кто слышал об этом фильме, но не видел, могут поверить мне на слово: «Собачинск», а именно так можно перевести «Догвилль», смотреть не нужно. Почему? По многим причинам. Хотя бы потому, что это не кино, а телетеатр. Поклонник Бертольда Брехта с его условными пьесами, датский режиссёр «Собачинска» Ларс фон Триер решил сделать условность и из кино: фильм полностью снят в павильоне, а всё действие происходит в городке, где дома и улицы обозначены лишь полосками мела. С таким же успехом давно позабывший о зрителях датчанин мог поставить «Собачинск» у себя на родине на сцене Королевского драматического театра: эффект был бы тот же, ну разве что пожарники не позволили бы режиссёру развести столько огня на сцене. Но это только если говорить о форме. В конце концов, принимаешь условия Триера и соглашаешься верить в наличие нарисованных стен. Дело совсем в другом, а именно в антиамериканизме и мизантропии режиссёра. По признанию самого Ларса, на премьере его «Танцующей в темноте» американцы обвинили его в том, что он снял кино о США, ни разу там не побывав. В дикую ярость пришёл тогда фон Триер: как это его посмели обвинить в этом? Чем он не Кафка от кино (если вы помните, австрийский писатель написал роман «Америка», не выезжая ни разу с родины)? И задумал он тогда страшную месть: снять трилогию под кодовым названием «США». «Собачинск» стал первой частью. Здесь фон Триер вволю порезвился, издеваясь над американцами, их образом жизни, кинематографом и т.п. Автора этих строк никогда нельзя было заметить в особой симпатии к Америке, но взгляд датчанина, бывшего, кстати, антиглобалиста, покоробил даже меня. Начинается фильм с того, что нам показывают условный городок с нарисованными мелом декорациями, где главная улица называется «Улица Вязов». После такой откровенной отсылки к ужастику «Кошмар на улице Вязов» ждать чего-то позитивного вряд ли возможно. И вправду, дальше разворачивается действие, где практически все персонажи - люди-функции, ни на шаг не выходящие за рамки своей ограниченной режиссёром жизни. Сюжет примитивен до безобразия: в Собачинск попадает убегающая от гангстеров красивая женщина (её роль исполняет Николь Кидман), жители города дают ей приют, затем сначала соглашаются принять её мелкие услуги в работе по дому, потом заставляют работать всё больше и больше, а затем, после неудачного побега гостьи - теперь уже от них, - и вовсе превращают в рабыню, надев на шею кольцо и посадив на цепь. Всё это манипулятивное кино сопровождается обильным словоизвержением персонажей по поводу того, что они чувствуют и почему так поступают. Но и этого мало Триеру: всё действие сопровождается Ещё подробнейшим закадровым комментарием, отчего в какой-то момент начинаешь понимать, что присутствуешь на принудительном сеансе коллективного психоанализа, причём психоаналитик (в данном случае кинорежиссёр) очень даже не любит людей и своим психоанализом стремится не помочь избавиться от комплексов, а заклеймить человечество. Датчанин практически кричит: «Смотрите на этих людей-псов, им не место на этом свете». Самое страшное то, что сам режиссёр сказал после премьеры «Догвилля»: «Это могло произойти в любом городе», то есть режиссёр ненавидит не просто американцев (их он всё-таки ненавидит больше других), но на дух не переносит человека вообще. Но Ларс фон Триер прокололся. Во-первых, он не рассчитал, что Кидман - не Бьорк, и манипулятивно воздействовать на зрителя с помощью холодной американской красавицы просто не возможно. А во-вторых, он забыл, для кого, собственно, существует кино - для зрителя, а не для режиссёра. Прощай, фон Триер, сказал я себе после того, как пережил (именно так) «Собачинск». Все комментарии (цензурные и по возможности грамотные) рассматриваются в порядке живой очереди, принимаются к сведению и даже публикуются на сайте. Так что если тебе есть что сказать по поводу вышепрочитанного - мыль сюда!!! ;) |
|||