Главная страница ЕЖИдневника


НеФормат

Гостиница для бомжей
КВН ВАГС
КВН
Шоу P&P
Радуга
Бычков
Мисс Волгоград
Лемешкин
Светловский
Старцева
Конкурс красавиц
Войнушки
Урбания
Пётр и Феврония
Куклачёв
Авторское право
Другие...
Alёna Батьковна

Об авторе бедном замолвите слово…

"Авторское право". Ликбез

Фото Alёnы Батьковны

Наверное, к тому, что рано или поздно это может с тобой случится, нужно готовиться в тот самый день, когда из-под твоего «острого пера» вышла первая в твоей жизни статья. Но почему-то такой удар всегда застаёт врасплох, и ты, смотря на чужое имя, стоящее под своим собственным материалом, какое-то время просто не можешь поверить в реальность происходящего…

Знакомая ситуация? Поздравляю: похоже, Вы не лишены таланта. И примите мои соболезнования – Вас действительно обокрали.

Тварь ли я дрожащая или право имею?

Этот вопрос наверняка посетит Вас после того, как Вы попробуете разобраться с пиратствующим субъектом лично и услышите в телефонной трубке (или при личном аудио-визуальном контакте) о себе и своих предполагаемых правах много нового и интересного. После чего отправитесь в указанном направлении из числа непечатных географических терминов. К сожалению, в большинстве случаев именно так и происходит, так как те средства массовой информации, которые «балуются» (не побоюсь этого слова) воровством чужой интеллектуальной собственности, идут на это абсолютно сознательно, с «открытыми глазами» и уверены в собственной безнаказанности. Так что пробовать этот метод можно разве что из чисто спортивного интереса. Гораздо информативнее и полезнее будет почитать текст Закона об авторском праве. Или обратиться за консультацией в местное отделение РАО (российское авторское общество).

Пётр Владимирович Миленин (начальник волгоградского отделения РАО): В соответствии со статьёй 13 об авторском праве, если журналист работает в издании и заключил договор, по которому создание произведений является его должностной обязанностью, а имущественные права на созданные им произведения принадлежат его работодателю, то именно работодатель решает, где, когда и в каком виде (например, с редакторскими правками, внесёнными в текст без согласования с автором) публиковать эти материалы. Автору, получившему вознаграждение, принадлежат только неимущественные права на его произведение. Если такого договора нет, и публикации осуществляются на основе т.н. «устной договорённости» или же в договоре не обговорены специально такие условия, то все права на произведение – и имущественные, и неимущественные - принадлежат его создателю. А значит, на любое использование этого произведения (в том числе и на переработку материала, внесение в него корректив и редакторских правок) необходимо согласие автора, хотя бы в виде простой устной договорённости. Если автор такого согласия не давал, то эти несанкционированные редакторские правки уже являются прямым и достаточно серьёзным нарушением закона об авторском праве. К нарушениям закона относится и публикация материала, взятого из Интернета без согласия автора.

Копирайт на материале – не свидетельство об авторстве, это уведомление для пользователей, чтобы они знали, к кому обращаться по всем вопросам, связанным с его использованием. Слова нарушителя, что он «не смог найти контактную информацию», и поэтому не связался с автором для того, чтобы получить согласие на публикацию, являются сопутствующим фактором, однако не снимают с него вины. Если информация была изъята без Вашего разрешения, несмотря на то, что на странице с материалом контактная информация была опубликована, это свидетельствует о том, что сделано это было с умыслом…

Иными словами, автор – царь и Бог по отношению к своему детищу и имеет все права на то, чтобы вызвать обидчика если не на дуэль, то, по крайней мере, в суд. Где ему (обидчику) популярно объяснят, «что такое хорошо и что такое плохо», погрозят пальчиком и потребуют компенсировать весь нанесённый его необдуманными действиями ущерб, включая доплату молоком за вред, нанесённый тонкой душевной организации обворованного автора.

Спасение утопающих – дело рук самих утопающих.

Увы, рассказ о том, на что Вы имеете права, гладко звучит только в теории. На практике же главным Вашим девизом станет хорошо всем известная старорусская пословица. И Пётр Владимирович Миленин, к которому мы обратились с просьбой прокомментировать последние события и дать несколько советов журналистам, столкнувшимся с проблемой нарушения их авторских прав, начал разговор именно с того, что в его практике с подобными случаями сталкиваться не приходилось, поскольку у РАО несколько иная задача - защищать тех авторов, которым не доступна возможность самим отстаивать свои авторские права. Например, авторам, пишущим песни – ведь они не могут осуществлять контроль за тем, кем и как исполняются, где звучат его произведения, и забирать вознаграждение, которое ему полагается за каждое такое исполнение.

-И всё-таки, Пётр Владимирович, посоветуйте: с чего начать? И насколько это реально – добиться справедливости?

-Если Ваши авторские права были нарушены, смело идите в суд. Однако предварительно нужно собрать как можно больше доказательств своего авторства. Если наряду с Вашим текстом были изъяты и опубликованы фотоматериалы/рисунки, предоставленные именно Вам и именно для данной конкретной публикации, необходимо письменное подтверждение автора фотографий или рисунков, что эти материалы были предоставлены им именно Вам и никому другому. Если у Вас есть договорённость о том, что Вы являетесь эксклюзивным правообладателем на данные фотоматериалы, то без Вашего согласия никто не имеет право изымать их и публиковать где бы то ни было. Какая нужна доказательная база для подтверждения Вашего авторского права на текстовые материалы? Подтверждение от газеты, что факт публикации – ранее, чем у издания, перепечатавшего статью – действительно имел место и был осуществлён с Вашего согласия. Кроме того, нужно подтверждение того, что сайт и размещённая на нём информация принадлежат именно Вам. Если сайт создан по Вашему заказу программистом/вэб-дизайнером, то он тоже может выступить Вашим свидетелем в суде. Доказательство Ваших авторских прав - самая главная часть, имеющая отношение к судебной процедуре. И автор сам должен позаботиться о том, чтобы продукт его творчества был сохранён, а стадии его создания могли быть отображены и представлены в качестве доказательств. Любой журналист должен хранить все документы, все исходники материалов, и быть готовым в любой момент продемонстрировать их. Не важно, будет ли творчество автора востребовано, будет ли оно иметь успех или нет – любому автору, не только журналисту, надо заранее побеспокоиться об этом…

В теории лучше всего уладить всё мирным путём. На практике это удаётся не всегда. А в ответ на вопрос «У вас что-нибудь крали? И что вы делали в этой ситуации?» некоторые из моих знакомых (в том числе и столичных) журналистов разводят руками: «Есть такая проблема – воруют регулярно. Судиться? Долго, хлопотно и дорого – на одних адвокатах разориться можно. Есть дела и поважнее…». И их можно понять – сегодня, похоже, нет официального органа, занимающегося защитой авторского права в журналистике. И местное управление министерства по печати, кстати, тоже не обязано решать подобного рода проблемы. В теории. А на практике сегодня именно руководитель местного управления МПТР Каркачёв К.А. предложил очередным пострадавшим от рук сетевых пиратов положить ему на стол жалобы с просьбой принять меры по данному факту. Пока они единичны, и Константин Анатольевич Каркачёв может себе позволить такой широкий жест, протянув руку помощи простым скромным журналистам. А что будет, когда жалобы станут поступать десятками, сотнями?

P.S. Наверное, все постоянные читатели нашего сайта сейчас несколько озадачены: почему вдруг мы решили опубликовать материал, не имеющий никакого отношения к культуре, и говорим о каких-то поруганных авторских правах? Всё очень просто. Сегодня мы принимаем поздравления и соболезнования. И учимся писать жалобы.


Комментарии читателей:

Ефим Токарев, группа "Dogma inc": Может быть, моё мнение не будет совпадать с мнением автора статьи, но всё-таки... Если начали воровать интеллектуальную собственность - это не есть совсем погано. Конечно, воровство само по себе плохо. Видно, что псевдожурналист хотел написать что-то хорошее и волгоградское, но сил не хватило, и он начал искать, где слямзать материал. Если украл - значит материал был, по его (и не только его) мнению, хорошим. Публикация служит тому ещё одним подтверждением. Вывод: гордитесь, что у вас есть, что воровать.
Потом: при должном подходе к юридической стороне вопроса можно отсудить денежек и не только. Вывод: пусть воруют - заплатють после в многократном размере (ещё плюс: если подобное дело будет иметь много прецедентов, то и решаться дела в дальнейшем будут с полпинка).
Вывод общий: пишите хорошие материалы, отстаивайте справедливость и скоро превратитесь из (с) "простых скромных журналистов" (с) в мастодонтов своей профессии, которых будут бояться и уважать.
ЗЫ: Писал от души. Обижусь, если не опубликуешь (шутка).
01.07.04

Ответ автора: А мы и гордимся! Разве не заметно? ;-) Только, Ефим, проблема-то не в одних авторских амбициях и обидах - как же, чужие имена под моими и Сашиными материалами, заголовки поменяли, текст нефигово порезали (тот, что о "Капернауме"), второй (о Лемешкине) порезали просто безбашенно - выбросили действительно значимый кусок, без которого текст просто развалился на две самостоятельные, никак не связанные между собой части... А у Иванова так даже заголовок оставили старый, только чуть покоцали текст... И деньги получил кто-то другой. Да фиг бы с ними! Материал о Стасе я и так бы задарила, если бы спросили, даже новый бесплатно написАла бы, вот честное пионерское!.. Не жалко мне! Только - не калечьте тексты, блин! Но это лишь одна сторона вопроса. А вторая - да в материале об этом сказано, просто не слишком сакцентировано внимание... Воровство стало нормой. Люди уже не стесняются, даже творчески переработать чужой материал им в ломы... А организации, которая мониторила бы и прижимала "к ногтю" нарушителей - нет. Узнал ты, что где-то вышел твой материал - вперёд и с песней, защищай свои права. А если не узнал? Такое ведь тоже бывает! А даже если и узнал - один человек, автор, просто журналист - ругаться, а, быть может, и судиться с целой редакцией? Сам? Я бы молчала в тряпочку и даже не рыпалась искать справедливости.
01.07.04

Ирина Трубачёва, ведущий специалист Нижневолжского межрегионального территориального управления Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации: Чуть меньше года назад в одной из волгоградских газет я увидела материал "Твоя свадьба - мечта" и очень удивилась совпадению: вскоре после свадьбы я написала статью именно с таким заголовком и опубликовала ее в Интернете, в электронном журнале Клео. Прочитав текст, поняла, что это действительно моя статья - почти слово в слово. Я позвонила в редакцию газеты, пыталась поговорить с редактором и разобраться в ситуации, но мне просто нагрубили и повесили трубку. Вскоре мой материал был перепечатан газетой из Волжского. Я растерялась и не знала, что мне дальше делать. Спасибо Константину Анатольевичу (К.А. Каркачев - руководитель нижневолжского управления министерства по печати, начальник Ирины - Прим. автора) - он меня успокоил, сказал, что все будет хорошо, и занялся этим делом сам. В результате волгоградская газета сразу выплатило мне компенсацию и опубликовала опровержение. А на волжское издание мы в ноябре прошлого года подали иск в суд. Дело мы выиграли, но они подали апелляцию в областной суд. Так что дело пока еще далеко от завершения. Нужно ли судиться? Нужно. Иначе слова "правовое общество" в России так и останутся просто красивым словосочетанием.


Все комментарии (цензурные и по возможности грамотные) рассматриваются в порядке живой очереди, принимаются к сведению и даже публикуются на сайте. Так что если тебе есть что сказать по поводу вышепрочитанного - мыль сюда!!! ;)

пользовательское соглашение, политика конфиденциальности