Главная страница ЕЖИдневника


КИНОломня

Водитель для Веры
Человек-паук2
Спартанец
Убить Билла-2
Другой
Гарри Поттер
Послезавтра
Троя
Ван Хельсинг
Страсти Христовы
О любви
Забирая жизни
Час расплаты
Идальго
Холодная гора
Лучшие фильмы 2003
Другие...
Александр ИваноFF

Где находится Коктебель?

«Волгоградцы увидели лучшие российские фильмы прошлого года». Рецензия.
Опубликовано: "Неделя города".

Фото А.ИваноFF'а

Соскучились люди по хорошему отечественному кино, ой как соскучились. А иначе как объяснить неизменные аншлаги на всех сеансах завершившегося в минувшее воскресенье Фестиваля лучших российских фильмов 2003 года. Каждый день в течение недели показывали один новый фильм, не похожий на другие. Единственное, что их объединяло, это высокий уровень исполнительского мастерства. Да Ещё схожие темы, правда, решённые в каждом фильме по-разному.

Открывал фестиваль первый фильм на тему отцов и детей «Коктебель» Бориса Хлебникова и Алексея Погребского. Правда, тема отношений между поколениями в этом фильме формальна: двое, отец за тридцать и сын лет десяти, идут и едут по бескрайним российским просторам. Отец пропил всё что мог, сын вырос сам по себе, и вот теперь им нечего делать, кроме как пытаться дойти до сестры отца, проживающей в чудном месте под названием Коктебель. Коктебель - колыбель русской литературы, место, где отдыхали многие русские поэты и писатели, манит отца и сына не этим. На самом деле и Коктебеля никакого последние лет 60 нет, давно он уже именуется Планёрским, но всё же притягивает своей недостижимостью и надеждой, что где-то там, в Коктебеле, жизнь будет совсем другой, нежели нынешнее беспросветное существование. Как всякая идеальная мечта, их чаяния не имеют под собой основания. Особенно сильно ранит это открытие мальчика, символично душащего в финале птицу с красивым именем альбатрос, оказавшейся наглой клювастой попрошайкой. Очень интересное кино, на мой взгляд, с одним слабым местом - слишком уж «деревянный» мальчик играл сына. Это было особенно заметно на фоне замечательной актёрской игры Володи Гарина и Вани Добронравова во втором фильме фестиваля «Возвращение», о котором, как и о следующим за ним «Бумере», мы уже рассказывали.

На «экваторе» кинособытия был показан фильм Геннадия Сидорова «Старухи», в котором главные роли исполнили как профессиональные, так и непрофессиональные актёры. «Старухи» вызвали целую бурю эмоций в зрительном зале. Чем это было вызвано? А давно не было такого простого и честного кино про умирающую русскую деревню. После сочетания «умирающая русская деревня» представляется что-то очень мрачное. На самом деле Геннадию Сидорову удалось снять очень светлое кино. В глухой костромской деревушке доживают свой век с десяток старух плюс местный дурачок. Дрова им добывает путём прицельной стрельбы из танка по заброшенной избе начальник неподалёку расположенной войсковой части, «валюту» - самогон - они производят сами, а совсем «загнить» деревне не позволяют приехавшие беженцы-узбеки. Несмотря на убогость деревенского интерьера, живут старушки весело, забавляя зрителей своими нехитрыми шалостями типа соблазнения старого азиата. Единственное, что сильно напрягает в фильме, это затянутые диалоги беженцев, подолгу говорящих на собственном языке без перевода. Уж титры, на мой взгляд, можно было дать. Но это такая мелочь по сравнению с тем радостным чувством, с которым выходишь после сеанса.

Пятой по счёту шла картина Александра Сокурова «Отец и сын» - вторая часть задуманной трилогии, посвящённой драме природных человеческих связей, самое сложное кино фестиваля. Собственно, Ещё после «Русского ковчега» меня посещали мысли, что Сокуров снимает уже не кино, а что-то большее, ускользающее от глаза обычного человека. Где-то там, на небесах, у режиссёра есть «блат», по которому он получает информацию свыше. Сокуров вновь воссоздаёт среду притчи, у которой нет начала и конца, нет временных и топографических вех. На самом верхнем этаже старого дома живут отец и сын. Отец - лётчик, вынужденный покинуть свой полк и поставить точку на своей военной карьере. Ещё в молодости, когда он был курсантом авиационного училища, в его жизни была самая большая первая и единственная любовь - девушка, которая оставила ему сына. Она рано умерла, и эта любовь стала её неповторимым счастьем. Сын вырос, он тоже собирается стать военным, отец видит в нём постоянное напоминание о жене, он не отделяет его от своей нерастраченной и неизжитой любви. Отец не представляет себе жизни без сына, а сын преданно и глубоко любит отца. Их любовь почти мифологического свойства, такой не бывает в реальности. Но, несмотря на эту любовь, наступающая юность зовёт его в открытое море жизни. Отныне они будут жить каждый своей жизнью, чтобы когда-нибудь снова найти друг друга.

Предпоследним оказался самый спорный фильм фестиваля - работа Вадима Абдрашитова «Магнитные бури», получившая у волгоградских зрителей самые низкие оценки. Почему так произошло? Слишком уж жестокое и беспросветное кино получилось у Вадима Юсуповича. Шутка ли: практически половину экранного времени полуторачасового фильма занимают сцены кулачных боёв среди цехов какого-то гигантского провинциального предприятия, которое никак не поделят собственники. Психология толпы, делающей из нормального человека зверя, часть дикой и однообразной массы, которого может остановить только «распятие» его в тисках, после фильмов «Возвращение» и «Отец и сын» кажется просто очень далёкой, отчего фильм не ложится на душу несмотря на отличные актёрские работы Максима Аверина и Любавы Аристарховой.

Завершила Неделю лучших российских фильмов пронзительная картина Лидии Бобровой «Бабуся». Это история о современной «королеве Лире», которая продала свой дом, деньги раздала родным, а под конец жизни никто не хочет её у себя приютить. Лично у меня защемило сердце с первых кадров, когда я увидел убранство деревенского дома: всевозможные половички, коврики и подстилки один в один повторяли те, что застилала на пол в своём доме в деревне моя бабушка. Невероятно реалистичный быт, очень трогательная главная героиня в исполнении Нины Шубиной, множество «но», из-за которых родственники «футболили» от себя бабусю, в целом душещипательный сюжет заставили многих зрителей после фильма плакать. Концовка у Лидии Бобровой получилась и вовсе трансцендентной: бабуся по-тихому уходит из единственного дома, где её приютили, сказав на прощание не говорящей девочке, что её позвал ангел. Зимняя улица постепенно становится для бабуси летней, затем появляется родной дом, из которого выглядывают дети - её уже умершие внуки и дочка - и радостно машут ей руками. А в это время внук, выбежавший на поиски ушедшей, истошно кричит: «Бабуся!», отчего она поворачивается на крик и застывает. Лицо бабуси - последнее, что видит зритель. После такого кино даже говорить трудно, сдержать бы подступивший к горлу комок.

По завершении фестиваля можно смело констатировать: российское кино не просто живо, оно, похоже, уже опять начинает обретать утраченные позиции. И судя по заполненным залам, людям оно очень нужно.


Все комментарии (цензурные и по возможности грамотные) рассматриваются в порядке живой очереди, принимаются к сведению и даже публикуются на сайте. Так что если тебе есть что сказать по поводу вышепрочитанного - мыль сюда!!! ;)

пользовательское соглашение, политика конфиденциальности