Главная страница ЕЖИдневника


Знай наших!

Станислав Лемешкин
Анатолий Климов
Раздвоение
Лука
Мифы и реальность
Высоцкий
Капернаум
Другие...
Alёna Батьковна

Боевое крещение волгоградских бардов

«Владимир Высоцкий».

Фото Alёnы Батьковны

Вопреки всем моим довольно скептичным мыслям и ожиданиям, волгоградский центральный концертный зал в субботу 24 января не пустовал. Люди разных возрастов – и молодёжь, и довольно пожилые – не только волгоградцы, но и волжане, и жители достаточно отдалённых районов области, собрались этим вечером вместе. Всех их объединяло одно: любовь к творчеству замечательного русского поэта и музыканта Владимира Высоцкого.

Подчёркнутый минимализм в оформлении сцены, отсутствие всего излишнего. Стулья для более чем двадцати участников концерта, микрофоны. Проектор, в течение всего вечера памяти показывающий хронику – вот молодой Володя Высоцкий улыбается в объектив кинокамеры, вот говорит что-то, чего мы не слышим… Но нужно ли нам слышать эти слова? И тогда, когда он был жив, и сейчас, когда его уже давно нет с нами, за него лучше всех слов говорят его песни. Песни, в которых каждый россиянин находил что-то своё – независимо от образования, профессии, социального положения, судьбы. Он был своим и для геолога, обнимающего гриф гитары у костра где-нибудь в лесной глуши, и для интеллигенции, и для заключенных в лагерях всего СССР, и для альпинистов… И у каждого из них он был «свой». Был – и остаётся сегодня. Его песни всегда присутствуют там, где есть гитара и есть человек, который может извлечь из неё хотя бы «три блатных аккорда». Поются профессионалами и любителями авторской песни.

И в этот вечер на сцене ЦКЗ звучали они – такие разные… то трагическая, исполненная с надрывом «Чуть помедленнее кони, чуть помедленнее – вы тугую не слушайте плеть…», то разыгранный в лицах юмористический «Диалог у телевизора» - исполненный в чём-то наивно, не слишком профессионально, но с обаянием детской непосредственности. Были среди участников концерта и профессиональные музыканты, такие, как приехавший из Москвы автор-исполнитель Михаил Герыч, и студенты института искусств имени Серебрякова, и просто любители авторской песни.

Исполнять песни Высоцкого со сцены – большая ответственность. Можно ли спеть и сыграть их лучше, чем это много лет назад сделал сам автор? Вряд ли. Можно только попытаться «прожить» их, привнести в них что-то своё – при условии, что у тебя в душе есть это «что-то». К сожалению, это удалось не всем артистам. Некоторые скатывались в откровенное подражательство, имитируя тембр голоса Владимира Семёновича, пряча за искусственной хрипотцой душевную пустоту… некоторые были просто недостаточно профессиональны. Не все, конечно. Но концерт получился очень неровным, чувства слушатели после него испытывали очень противоречивые – слишком большой оказалась разница между самыми сильными и самыми слабыми исполнителями. Поэтому свой разговор с организатором мероприятия – Виктором Каменским (волгоградский Центр авторской песни) – я начала с вопроса о причинах этой «неровности».

-Мы на этом концерте устроили небольшой эксперимент и наравне с профессионалами выпустили на сцену начинающих – только-только научившихся брать первые аккорды на гитаре. Конечно, была какая-то планка, уровень, не достигнувшие которого ребята не могли принять участие в мероприятии. Думаю, что за счёт сильных артистов концерт всё же получился вполне удачным, а молодёжь получила «боевое крещение», и теперь знает, к чему стремиться. Гораздо проще учить человека, уже побывавшего участником «боевых действий», уже удостоверившегося на практике, что ещё не достиг вершин мастерства. Он побывал на сцене и понял, к чему надо стремиться – после этого появляется гораздо большее желание работать…

-Если говорить о песнях Высоцкого… В своё время они были «знаковыми», за поэтическими строчками легко узнавалась проза жизни авторитарного общества. А в чём сегодня актуальность песен Владимира Семёновича, да и есть ли она, на твой взгляд?

-Высоцкий – очень русский автор, и его песни даже сегодня актуальны. Актуальны по той простой причине, что писались они для России, а Россия – она одна, и она всегда одинакова, какие бы перемены ни происходили в обществе. Меняются времена, происходят научно-технические революции, происходят смены в политических кругах – но остаются какие-то незыблемые основы. Русский характер неизменен, он всегда остаётся прежним. Поэтому песни о русском человеке всегда остаются актуальными.

-Петь песни Высоцкого – как думаешь, для этого нужно иметь что-то особое – речь не о материальных, а о моральных категориях. И это исполнение – особенно со сцены - оно к чему-то обязывает?

-Прежде всего необходим большой опыт работы на сцене. Без актёрского мастерства Высоцкого никак не споёшь. Его песни не отличаются какой-то особой мелодичностью, голос в них не покажешь. Зато в них есть огромное, богатое внутреннее содержание, заложенное автором. Чтобы адекватно донести его до зрителя, нужно быть сильным актёром, обладать большим набором актёрских инструментов. В этом сложность. Хотя помнишь – выступали мальчик и девочка – Сулеймановы. Им далеко не сорок лет, и никаких актёрских школ они не заканчивали, и они тем не менее прекрасно обыграли песню «Ой, Вань, смотри, какие клоуны…». Видимо, просто сработало какое-то детское обаяние… А вообще автор очень сложный. Мне не все даже взрослые исполнители понравились. Не слишком серьёзно отнеслись к песням Высоцкого, могли ведь попытаться «найти характер». Просто техничное исполнение Высоцкого на сцене «не прокатывает». Я считаю, что если человек пытается тупо, слепо копировать Высоцкого – у него чего-то хватает. Всё равно Высоцкого не повторишь, как ни старайся. Это будет то же самое, что копии картин великих художников, которые сегодня продаются на «квадрате».

-Сегодня, в эпоху засилия попсы, есть будущее у авторской песни? И в чём оно? К борьбе против чего она должна звать?

-Дело в том, что авторская песня сегодня тоже становится попсой. Выделились всевозможные слащавые исполнители, которые стали «попсой», и их тоже сегодня «раскручивают». Но авторская песня всегда будет. Хотя бы по той простой причине, что этой самой попсе надо чем-то «кормиться»: нужно брать откуда-то тексты, мелодии. Пример? Да тот же Газманов хотя бы. «Господа офицеры» - это песня Александра Дольского. И таких примеров масса.

Если не будет авторской песни – не будет никаких критериев и у попсы. Она тогда в такую яму скатится – глубже некуда. Авторская песня – это платформа для более лёгких жанров искусства, которыми сегодня многие зарабатывают деньги…


Все комментарии (цензурные и по возможности грамотные) рассматриваются в порядке живой очереди, принимаются к сведению и даже публикуются на сайте. Так что если тебе есть что сказать по поводу вышепрочитанного - мыль сюда!!! ;)

пользовательское соглашение, политика конфиденциальности