Главная страница ЕЖИдневника


КИНОломня

Запятнанная репутация
Догвилль
Десперадо-2
Лига выдающихся джентльменов
Бассейн
Плохие парни-2
Готика
ВластелинКолец
Матрица-3
S.W.A.T.
КиноМакс
Возвращение
Невыносимая жестокость
Убить Билла
Другое кино
Другие...
Александр ИваноFF

Нон-стопом по Европам (кино не для всех)

«Фестиваль арт-хаус-фильмов «Другое кино». Рецензия. «Неделя города»

Фото А.ИваноFF'а

Целых десять дней волгоградские кинолюбители могли радоваться образцам высокого киноискусства: у нас в городе прошёл традиционный фестиваль арт-хаус-фильмов «Другое кино», ежегодно проводимый областным киновидеоцентром. Такого количества хорошего кино - а фильмов было аж восемь - в режиме нон-стоп мне ещё смотреть не доводилось. К сожалению, приходится констатировать, что в эпоху победившего «голливудизма» приличный кинематограф становится удовольствием не для всех: фильмы, где не стреляют и нет навороченных спецэффектов, не пользуются повышенным спросом у зрителя.

Открывала фестиваль некродрама Патриса Шеро «Его брат». Это пронзительное кино, с предельным натурализмом показывающее процесс умирания человека: от получения известия о неизлечимой болезни до самой смерти. «Его брат» -- ближе, скорее, к документальному кино, чем к игровому. Здесь мало говорят, камера старается выхватить как можно большее количество бытовых деталей, а процесс бритья тела главного героя перед операцией снят в режиме реального времени. режиссёр словно пытается просто зафиксировать на плёнку смерть во всех её физиологических подробностях. Тем неожиданнее и сильнее эмоциональный удар, когда ближе к концу фильма звучит потрясающая, прямо-таки трансцендентная композиция Марианн Фэйтфул «Sleep», вышибающая у зрителя твёрдую почву из-под ног: смерть вдруг превращается в величайшее таинство, постигнуть которое не в человеческих силах.

Следом за «Его братом» шёл близкий ему по стилистике, но совершенно иной в смысловом плане фильм Алексея Учителя «Прогулка», вокруг которого было сломано так много критических копий. Чем же так не понравилась господам критикам эта кинокартина? А тем, что это не совсем традиционное кино. Снятая в стилистике «Догмы», «Прогулка» представляет из себя полуторачасовое блуждание трёх молодых героев по готовящемуся к юбилею Питеру. Камера скачет из стороны в сторону, слова героев не всегда можно разобрать из-за городского шума, сюжета как такового на первый взгляд нет - как такое можно смотреть? Ан можно. Алексею Учителю великолепно удалось создать атмосферу присутствия: просто физически кажется, что ты гуляешь по северной столице, глазея по сторонам и отвлекаясь от главных героев, вдруг сконцентрировавшись на чем-то любопытном. Да и сюжет у «Прогулки» имеется: познакомившиеся на улице с девушкой молодые люди в финале узнают, за чем они той были нужны: вышедший к ним герой Евгения Гришковца, примерно в таком же стиле как и в своих словесно-музыкальных композициях, объясняет, что девушка - его невеста, и они с ней поспорили, что она сможет ходить полдня без остановки и приведёт тому двух свидетелей.

«Оазис» корейского режиссёра Ли Чан-Дона был самым тяжёлым на фестивале. Это рассказ о девушке с ДЦП, которую полюбил раздолбай. Фильмы об изгоях, тем более с серьёзными физическими недостатками, всегда трудно смотреть, потому как они рождают чувство вины перед телесно неполноценным человеком. Ли Чан-Дон своей картиной постарался зародить чувство вины не у отдельных личностей, а в целом у общества, которое старается закрывать глаза на людей за пределами стандартной нормальности. Не знаю, насколько у него это получилось, но вот актриса Мун Со-Ри сыграла великолепно: будучи здоровой и привлекательной девушкой, она потрясающе вжилась в образ больной ДЦП, за что, кстати, режиссёра обвиняли: не сведущим показалось, что он использовал настоящую больную.

И следующий фильм - «Сёстры Магдалины» Питера Муллана - исследовал пограничную ситуацию. На этот раз ненормальность была не физическая, а душевная. режиссёр показал ханжескую сторону католической церкви, отдельные представители которой готовы в мнимом служении Богу могут презреть все человеческие нормы. Речь о вопиющем явлении, имевшем место во второй половине ХХ века в Ирландии, где существовали приюты Святой Магдалены, так называемые прачечные, куда направляли «падших» женщин. Падшей могла стать любая девушка, забеременевшая вне брака или изнасилованная, мозги родителей которой были забиты всей античеловеческой церковной чушью. Несчастные девушки попадали просто в рабские условия, где при самом неблагоприятном исходе и заканчивали свои дни. Просто не верится, что подобное могло твориться и в наше время - последний подобный приют был закрыт только в 1996 году. Великолепно сыграли малоизвестные британские актрисы, так правдоподобно изобразив униженных и оскорблённых по-ирландски, что Ватикан пытался даже запретить «Сестёр Магдалены» к показу. К счастью, запытался.

Меньше всего можно сказать о провокационном фильме корейца Ким Ки Дука «Плохой парень». Это маловразумительная история о любви хулигана к правильной девушке, которая, отвергнув ухаживания маргинала, была им продана в проститутки. Плохиш наблюдал через зеркало, как его возлюбленная ублажает клиентов, страдал, а потом всё-таки добился взаимности. Любовь по версии Ки Ки Дука получается следующей: бандит вечером любит свою женщину сам, а днём продаёт её вонючим рыбакам. Кроме как желанием эпатировать публику, существование этого фильма ничем оправдать нельзя.

Очень весёлым и стебучим было кино Майкла Уинтерботтома «Круглосуточные тусовщики», с юморком и приколами поведавшее нам о зарождении клубной культуры в Манчестере, ставшем Madchester, то бишь Безумным Честером. «Sex pistols», «Joy division», «New order», клуб «Гасиенда» -- эти названия что бальзам на сердце любого меломана. Фильм выполнен в форме дневника, когда главный герой одновременно и участвует в событиях, и рассказывает о них как бы со стороны. Получилось просто здорово: знаменитые рок-н-ролльщики, поданные не как небожители, а как простые парни с кучей комплексов и проблем, делают фильм похожим на семейный альбом, где все лица на фотографиях родные и знакомые.

Два заключительных фильма, несмотря на отличную друг от друга тематику, были схожи печалью. Немецкий фильм «Гуд бай, Ленин!» -- это взгляд немца на проблему объединения Германии. Главная героиня - ярая коммунистка, свалившаяся без сознания и впавшая в кому накануне падения Берлинской стены. Когда она очнулась, оказалось, что милого её сердцу социалистического уклада уже нет и в помине. её дети, дабы не волновать мать, прибегают к многочисленным хитростям, чтобы обмануть прикованную к постели женщину и создать видимость незыблемости павшего строя. Фильм получился трогательным и лиричным, подведшим черту под проблемой объединения немцев: ГДР - это как любимая мать, которая дорога сердцу, но с которой когда-нибудь придётся расстаться.

Заключительной картиной фестиваля стала опять некродрама. Только в отличие от «Его брата» фильм Дени Аркана «Нашествие варваров» -- о возможном карнавальном уходе из жизни. Профессор университета, бабник и гурман, узнаёт, что жить ему осталось не больше месяца. Чтобы не дать отцу впасть в отчаяние, его сын снимает ему шикарную палату в больнице и созывает всех отцовских друзей. В непрестанных беседах, воспоминаниях о былых победах и удачах, смаковании вкусной пищи проходит остаток времени, отпущенный в этом мире обреченному. Вместо отчаяния героя «Его брата» профессор погружается в бурное веселье, позволяющее ему скрасить свои последние дни, как бы заново прожив свою полную удовольствий жизнь. Добровольная смерть и ноги любимой актрисы героя как финальное видение перед его смертью потрясают до глубины души. От такого сильного кино ещё долго не можешь отойти.

Арт-хаус-фестиваль «Другое кино» закончился, и можно только сказать огромное спасибо областному киновидеоцентру, с упорством несущему киноискусство в массы. Залы уже стали заполняться почти полностью, и это хороший знак.


Все комментарии (цензурные и по возможности грамотные) рассматриваются в порядке живой очереди, принимаются к сведению и даже публикуются на сайте. Так что если тебе есть что сказать по поводу вышепрочитанного - мыль сюда!!! ;)

пользовательское соглашение, политика конфиденциальности