Главная страница ЕЖИдневника


Полный звездец!


Jane Air&Amatory
Пикник-2
Игорь Бутман
Би-2
Дельфин
Хавтан&Лагутенко
Ретро
Назарет
Хор Турецкого
U.D.O.
Пилот
Король и шут
Пикник
Итоги года
ДДТ-2
ДДТ-1
Другие...
Анна Ежова

«Я един с этим миром, и я один…»

«ДДТ». Интервью. Юрий Шевчук поведал «Молодым ветрам» о своём мироощущении...
Опубликовано: «Неделя города».

Фото Анны Ежовой

Бытует мнение, что музыканты и артисты не очень-то жалуют провинциальную прессу, отказываются давать интервью «местным» журналистам, отдавая предпочтение серьёзным центральным средствам массовой информации. Тем приятнее доказывать обратное. Юрий Шевчук, например, всегда, приезжая в наш город, устраивает пресс-конференции. Даже когда организаторы концерта отказываются пойти на это, произнося «роковые» для нас слова: «Никакая пресс-конференция, тем более в вашем городе, Шевчуку не нужна». Оказывается, что нужна.

И пока поклонники забирают свои вещи из гардероба, делясь впечатлениями друг с другом, пока рабочие сцены собирают концертный реквизит, мы говорим с Юрием Юлиановичем о молодёжи, о литературе и о нашей родной профессии - журналистике.

-Юрий Юлианович, по Волгограду ходит легенда, что именно благодаря Вам скульптура нашей Матери-Родины стала освещаться ночью…

Ю.Ш.: Ну я не думаю, что уж благодаря мне… Дело в том, что пару лет назад, находясь в Волгограде, на Мамаевом Кургане, меня неприятно поразил тот факт, что Родина-Мать не освещается по ночам. Такое грандиозное сооружение, при одном взгляде на которое ощущаешь атмосферу тех страшных военных лет! И такое непочтительное отношение к ней! Потом, будучи в Москве, в передаче «Времена» мы обсуждали это с Познером. После этого её и стали освещать. Но не думаю, что ваши власти именно меня послушали.

ДДТ» - аполитичная группа: вы не участвуете в предвыборных концертах, ни за кого не агитируете. Но сами-то на выборы ходите? На губернаторских выборах в Питере за кого голосовали?

Ю.Ш.: Да ни за кого не голосовал. Голосовать необходимо вам - молодым, а не мне. Мне уже пора молиться перед могилой. В новом мире жить вам - вы и голосуйте. А по поводу аполитичности нашей группы… Недавно нам пришлось переносить концерт в Уфе только потому, что он совпал с выборами президента Башкирии. И дело даже не в том, что нам не хочется обманывать молодёжь, агитируя за кого-то. Мне самому не очень хочется класть свои песни, в которые я вложил свою душу, под ноги какого-нибудь политика. Мне неохота. И в этом я эгоист.

-Сейчас стало модно говорить о патриотизме. Куда не глянь - все патриоты, начиная с тех же депутатов и заканчивая подростками на лавочках во дворах. Как Вы относитесь к этой тенденции и кто для Вас настоящий патриот?

Ю.Ш.: А мне непонятна и глубоко неприятна эта тенденция. Патриотизм и мода - эти слова несовместимы. Я не люблю хвастной патриотизм, мне не очень нравятся песни группы «Любэ» о войне: там, где Москва, Ленинград, Волгоград, Система «Град» (песня группы «Белый орёл» - прим. авт.) и т.д. Как-то всё это наигранно. Для меня истинными патриотами России являются Высоцкий, Солженицын и, конечно, Александр Сергеевич Пушкин. Знаете, в своё время Пушкин поехал на Кавказ (помните его «Путешествие в Арзрум») и все журналисты, вся общественность ожидала, что он столько всего хорошего напишет о русской армии. «Ах, наш великий поэт поехал на Кавказ! Ах, он такое напишет!» А Александр Сергеевич приехал и просто опух от всей этой грязи. Вернулся в Петербург и написал три очень печальных стихотворения. И никаких маршей, никаких гимнов. Его, конечно, за это царская тусовка в очередной раз побила, но зато «гимняком» Пушкин не стал. И в этом Пушкин для меня до сих пор остаётся примером.

-Это Ваш любимый поэт?

Ю.Ш.: Это один из любимых. Пушкин для меня прежде всего даже не поэт, а Человек с большой буквы. Он пошёл на дуэль, по большому счёту, не ради своего эго, а ради тех идей, за которые он бился. Это сурово, но и достойно. Я очень люблю русскую классику: Достоевский, Гоголь, Толстой. Она нас учит жизни, и учит ей уже двести лет. Мы с сыном читали друг другу вслух «Войну и мир». Сыну пятнадцать лет, и, конечно, поначалу ему сложно было воспринимать текст: масса французского языка, длинные предложения. И самое интересное, что сначала сыну не нравились некоторые герои. «Пап, Наташа Ростова какая-то дура, а Андрей Болконский - мажор какой-то». Но потом… «Эх, папа, мне бы такую девчонку как Ростова».

-А из современной литературы что-нибудь читаете?

Ю.Ш.: Читаю, конечно. Но всё-таки мне не очень нравится современная литература. Сорокин мне не нравится, у Пелевина нравятся только некоторые рассказы, у Толстой тоже. Знаете, как у нас в 60-е годы было: вся отечественная литература того времени восхваляла положительного героя. Помните, «возьмёмся за руки друзья» и т.д. Этот герой был выстрадан абсолютно искренне, но он до того приелся, что под конец от него стало тошнить. Поэтому вскоре над ним стали прикалываться: появился фильм «Асса», рок-н-ролл. А теперь наша литература стала изучать зло. И до такого дна доскреблись с этими Сорокиными, Пелевиными, что там даже черти не ночевали. И от этого тоже тошнит. Все, все у нас злодеи, все преступники, все изменяют и едят друг другу. А что дальше?.. А дальше, я думаю, будет Ренессанс. Будет новое гармоничное ощущение мира. Я в это верю. Но это не значит, что сейчас нет талантливых писателей. Мне очень нравится творчество Константина Арбенина (лидер питерской группы «Зимовье Зверей» - прим. авт.). У человека настоящий дар.

-Расскажите о не состоявшемся концерте, посвящённом юбилею Санкт-Петербурга. Почему его отменили?

Ю.Ш.: Это наша больная тема. Мы целый год готовились к нему, договаривались с музыкантами. Это первый раз, когда в Питере отменяют такое крупное мероприятие. Теперь у нас на студии валяются тонны пригласительных билетов, афиш; мы ими печку топим… Мы хотели сделать более молодёжный фестиваль, договаривались с иностранными группами, например с «Radiohead». Их очень сложно привезти в Россию. Знаете сколько они стоят? Двести пятьдесят тысяч фунтов стерлингов! Вот, и мы с ними договорились. А концерт отменили. И не объяснили, почему. По-моему, все очень много потеряли.

-В песне «Попса» вместе с «Рок-группой» вы здорово проехались по попсе, а как Вы относитесь к тому, что «Ленинград» в песне «Меня зовут Шнур» поиздевался над рок-музыкой, в том числе над «?

Ю.Ш.: «Ленинград» - тоже попса! Это дешёвый псевдо-панк. Там, кроме мата, ничего не осталось. Знаете, что такое попса? Это не три-четыре урода в перьях, это намного глобальнее. Это всеобщее понижение языка, культуры, экономики, молодёжи и т.д. «Ленинград» - это дешёвка. Я недавно смотрел программу: там выступали «Стрелки» и «Виагра», а между ними «Ленинград». Шнур - большой циник, он добился денег, популярности. Но это дешёвка.

-На Ваш взгляд, чего не хватает сегодняшней музыке?

Ю.Ш.: Идеи. К ребятам, которых не всё устраивает в жизни, которые задаются вопросами, размышляют, - к ним я отношусь с огромным интересом. А те люди, которые смирились с положением вещей, поют по дорогим клубам и казино - вот они мне неприятны. Они все в белых фартучках бегают - к вам приезжают. Просто работают. А песни не зацепляют лично меня… И я не вижу разницы между тем, что поют Пугачёва с Киркоровым и, допустим, «Би-2». Это та же самая эстрада. Это моё мнение, пусть необъективное. Я как художник могу себе это позволить. Вот вы, журналисты, - это другое дело. Вы обязаны быть объективными. Кстати говоря, о прессе. Вспомнился мне один случай: я как-то наткнулся в библиотеке на «Кодекс Петербургского журналиста». За 1903 год, кажется. И знаете, какой самый главный пункт этого кодекса? «Когда тебе что-то не нравится, не говори, что это всем не нравится». Так-то. А у нас как: это я не понимаю, это фигня, а на этом пора крест ставить. А за это, между прочим, раньше на дуэль вызывали. Я не люблю пресс-конференции в Москве - говорить не о чем с людьми. Они приходят, и первый вопрос: «А что у нас на десерт?» А потом пишут всякую заказуху.

-Как возник термин «Единочество» - название Вашего последнего альбома?

Ю.Ш.: Очень многие люди боятся одиночества, считают, что быть одиноким - это ужасно. На самом деле это не так. Мы никогда не бываем одни. Если есть что-то внутри, если с нами есть Бог. Важно понимать, что мы - часть этого мира. Конечно, если кто-то страдает эгоцентризмом, и ему кажется, что весь мир крутится вокруг него одного, то тогда он одинок. Для меня одиночества не бывает. Я един с этим миром и я один.

-Идейным центром первой части «Единочества» является песня «Рождество», второй - «Пасха». Как Вы думаете, русскому народу какой из этих праздников ближе? Вот Гоголь в своей «Переписки с друзьями» доказывал, что православному человеку ближе Пасха?

Ю.Ш.: Думаю, Гоголь был не прав. Эти праздники - абрис Христа. И как я могу любить отдельно голову Христа или его правую руку. Я просто люблю Христа. И я не знаю, что лучше: Пасха, Рождество, Троица… Все эти праздники хороши.

-Сегодня на концерте Вы спели много новых песен, не могли Вы сейчас подарить нашим читателям какое-нибудь своё новое стихотворение?

Ю.Ш.: Сейчас вспомню, что-то в голове крутится…

Любовь - странная вещь,
Всегда порхает вне времени
И всегда мимо нас,
Когда так этого хочется.

Мне бы хотелось пожелать всем нам счастья и добра! И мы должны сделать всё так, чтобы после нас остались не какие-то кучки, а настоящие Мамаевы курганы. Это особое пожелание к нашей молодёжи.


Комментарии читателей:

Юрий:
Привет и спасибо. Я большой поклонник группы ДДТ, и мне было очень приятно прочитать этот репортаж. Написан хорошо и грамотно. Очень завидую - пообщаться с таким умным и талантливым человеком, а тем более побывать на его концерте - такое выпадает нечасто! В общем-то и всё, сайт интересный и приятный (побольше бы таких). Ещё раз до свидания.
13 февраля 2004г.


Все комментарии (цензурные и по возможности грамотные) рассматриваются в порядке живой очереди, принимаются к сведению и даже публикуются на сайте. Так что если тебе есть что сказать по поводу вышепрочитанного - мыль сюда!!! ;)

пользовательское соглашение, политика конфиденциальности